Слайд 1Проектно-исследовательская работа
Ученицы 8 класса “б”
Крес Валентины
Учитель: Тулегенова Б.Б.
Возникновение и использование
народных игр в жизни предков и будущего поколения
Слайд 2Цель проекта
заключается в возрождении культурных народных традиций ,
казахских и русских народных игр, приобщение взрослых и детей
к народным играм, привитие любви к народным традициям и играм, расширение представления о культуре казахского и русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Слайд 3Задачи проекта
Изучить историю возникновения игр;
Собрать и проанализировать информацию, полученную на
основе наблюдений, личного опыта, взаимодействия с родителями и старейшинами и
сведений, содержащихся в печатных изданиях;
Познакомить с результатами ребят ;
Провести игры-соревнования;
Знакомить с играми и участвовать в них на уроках, переменах и внешкольное время;
Прививать любовь к народным традициям.
Расширить представления о культуре казахского и русского народа.
Развить навыки культурного общения в процессе игры.
Совершенствовать физическую подготовку.
Познакомить с общими правилами проведения игр.
Слайд 4Актуальность исследование данной проблемы.
Уточнить виды игр, их возникновение и использование
в жизни предков и будущего поколения .
Выяснить, знают ли ребята
игры и правила игр .
Узнать мнение окружающих по поводу их отношения к данному вопросу, насколько он важен для них и их близких.
Обсудить результаты анкетирования.
Слайд 6
В условиях борьбы за независимость и суровый кочевой образ жизни
у казахского народа сложились свои игры, связанные с военным бытом
(войны, набеги, столкновения). Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и другие. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств. Необходимых кочевнику и воину.
Слайд 7 Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество
начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы
известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными.
Слайд 8
Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением
сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими
были торжество, посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), торжество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той).
Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шилдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их”.
Слайд 9Аламан байга - скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25,
50, 100 км).Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки
лошадей к длинным переходам, особенно в военное время. Аламан байга является первым и основным видом программы крупных народных празднеств. Состязания проводились в степи по прямой, с различными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1 до 8 км.
Слайд 10История казахской национальной игры "Чокпар" имеет далекие корни, когда казахи
вели кочевой образ жизни. «Кокпар-кокбори» в переводе на русский означает
"серый волк".
Волки были самыми злейшими врагами для кочевников, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Соответственно нередко возникала борьба между джигитами, кому же нести голову. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка иногда стали заменять тушей обезглавленного козла .
Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие джигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись джигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет один джигит, и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.
Слайд 11 Игра «кыз-куу» — «Догони девушку». Игра, в прошлом входила в
свадебный обряд. Задача жениха тогда наверняка состояла в том, чтобы,
догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудаче такого права он лишался. Более поздняя по времени спортивная игра «кыз-куу», вероятно,— прямое отражение этого обряда. Между прочим, самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.
Слайд 12 С празднованием весны связан другой общественный праздник, пользовавшийся особой популярностью
в кочевом быте народа - день перекочевки рода или целого
аула с зимовок на летовки ранней весной и поздней осенью, когда возвращались к прежней зимней стоянке обратно. На новой стоянке устраивали пиршество до самой поздней ночи, сменяя одни игры другими.
Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый Год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. По поверьям, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства - скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение всего года.
Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшим символичную борьбу зимы и весны, и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины.
Слайд 13Одной из древнейших казахских национальных игр является игра "Тогыз кумалак".
"Тогыз кумалак" - это настольная игра на доске на логику
и смекалку, призваная развивать логическое математическое мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 (9х9=81 и 2х9х9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как в ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.
Главная задача игры - перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочерёдно. Игрок, которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются “добычей” играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не останется ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).
Слайд 14 Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры.
Самые любимые из них - альчики (асыки), раскрашенные овечьи и
подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.
Слайд 15
Большой популярностью в народе пользовались борьба Казакша курес проводился на
всех празднествах и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий.
Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.
Слайд 16
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей,
их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,
желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
Какие же из ловилок- догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками.
. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?
Слайд 17Русская игра в бабки. Бабки — это надкопытные кости коров,
овец, коз или лошадей. Они и дали название самой старинной
русской игре. Косточки парами, тройками, в виде различных фигур, кладут на землю в круг и выбивают их оттуда бабкой-битой, в которую для тяжести залит свинец. В разных местах России бабки назывались по-своему: альчики, баски, казанки, костыги, лодыги, шляки, кочи.
...Прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись;
не мешай русской удалой игре.
Эти стихи А. С. Пушкина навеяны видом статуи юноши, играющего в бабки.
Слайд 18Русская лапта. В старину писали «лОпта». Посмотришь на это непривычное
«О» и сразу догадаешься: так вот в чем дело —
наша палка-лапта, оказывается, сродни лОпатке! Что ж, все правильно, удобнее всего бить по мячу именно лаптой-лопаткой.
Палка, маленький мячик и небольшая площадка — вот все, что нужно для этой интересной и полезной игры, которой увлекались еще наши прадедушки. Играют 2 команды по 7 или 9 человек в каждой. Одна команда «бьющая», другая «водящая».
Игроки бьющей команды по очереди бьют лаптой по мячу. Кто бил, должен сделать перебежку до черты, «кона», и обратно, в «город». Промазал — жди, пока ударит товарищ, и тогда беги. А те, кто водит, стараются побыстрее схватить мяч и засалить бегущих противников, пока они не успели спрятаться за чертой кона или города. Каждый удачный пробег дает бьющим 1 очко. За каждый пойманный в воздухе мяч, за каждого «засаленного», за каждый промах «городских» 1 очко получают и водящие.
Игры, похожие на русскую лапту, есть и в других странах: ойна — в Румынии, песа палло — в Финляндии, бейсбол — в США, крикет — в Англии
Слайд 20Сопоставление русских и казахских народных игр.
Слайд 21Классификация игр по времени проведения
Слайд 22Классификация игр по форме проведения
Слайд 24
Результаты анкетирования показали,
что ребята знают народные игры- 100%
но
участие принимали не во всех-4%, играли только в тоғызқұмалақ,ұшты-ұшты,цепи-кованные,күрес, лапта
Слайд 25- 3 ЧЕЛОВЕК
- 6 ЧЕЛОВЕК
Было проанкетировано 20 родителей
.
Результаты анкетирования показали:
Молодые люди являются наиболее активными участниками
обрядов и игрищ, а люди старшего поколения – основные хранители Знаний .
В настоящее время
родители мало уделяют
времени своим детям, редко
играют с ними. И может
поэтому многие игры
оказались забыты.
Слайд 26Общие ,обязательные правила для всех игр, которые надо помнить всегда:
—
не допускайте грубости по отношению к сопернику - ни в
словах, ни в поступках;
— выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной;
— не нарушайте правила игры, не допускайте обмана - ведь победа должна быть честной;
— проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим - он еще обязательно победит.
Слайд 27РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
В результате работы над проектом:
Встретилась со старейшинами.
Приобрела много
хороших друзей и единомышленников.
Изучила традиции и обычаи казахского и русского
народа, где используются игры.
Ознакомилась с разновидностью игр и целями их проведения.
Познакомила с этими играми ребят.
Организовала игры-соревнования.
Познакомила ребят с правилами проведения игр.
Оформлен проект, создана мультимедийная презентация.
Оформлена экспозиция фотографии « Мы любим играть в народные игры».
Слайд 29Основные выводы работы.
Значимость проекта заключается в том, что ребята
узнали много игр, в которые они могут играть со своими
друзьями.
Теперь они играют в эти игры не только на уроках, но и на переменах, а также на улицах, в гостях, во дворах с другими ребятами. Рассказывают и показывают правила игр.
Эти игры нас научили играть по честным правилам, быть друг другу внимательнее и вежливее. Игры сплотили и сдружили нас. Мы весело проводим время.
Перспективы работы над проектом в том, что необходимо ознакомить с казахскими и русскими народными играми не только детей, но и взрослых. Составить буклеты и распространить среди ребят и взрослых.
Собранная информация и иллюстративный материал может использоваться для проведения внеклассных мероприятий, уроков истории, казахского и русского языка, литературы и физического воспитания школьниками, педагогами, воспитателями и родителями.