Слайд 1Детская ложь:
способы профилактики.
Работу выполнила
воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ №1207
Богодухова
Валентина Александровна
Слайд 2Все без исключения дети рано или поздно начинают лгать, и
если вы считаете своего малыша эталоном честности, вынуждена вас огорчить:
скорее всего это неправда. Но почему же так происходит? Каковы причины и особенности детской лжи? Как относиться к этому неизбежному явлению, можно и нужно ли с ним бороться? Подобные вопросы мучают большинство родителей. Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Слайд 3Почему дети лгут?
Взрослые опасаются, что
ложь —
это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет
лишенный нравственных принципов человек.
Но ложь детей — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.
Чтобы правильно повести себя в подобной ситуации, родители должны разобраться в причинах, побудивших их сына или дочь солгать.
Помните: если ваш ребенок соврал вам, прежде всего необходимо понять, в чем причина!
Слайд 4Маленький ребенок очень уязвим, его детские проблемы кажутся ему ужасными,
положение безысходным, а помощи часто ждать неоткуда, так как родители,
к сожалению, не желают вникать в его жизненные трудности.
У ребёнка еще недостаточно развито отношение к правде как к нравственной норме. Ему сложно противостоять минутным желаниям, он не задумывается о последствиях.
Помните: чаще всего ребенок врет, потому что он еще маленький и беззащитный, а ложь помогает избежать травмирующих ситуаций.
Слайд 5Прежде всего, следует различать:
- чрезмерную склонность ребенка к фантазированию;
- введение им окружающих в заблуждение с корыстной целью.
Слайд 6«Полет фантазии» - чрезмерная склонность ребенка к фантазированию.
Средний дошкольный возраст
— (4-5 лет) проходит через стадию так называемой «фантазийной лжи»,
когда дети бывают так сильно захвачены яркостью своих фантазий, что сами верят в реальность придуманного.
В 5—6 лет ребенок придумывает сказки и приключения, участником которых становится он сам, а иногда и знакомые ему люди. Ему так хочется верить в реальность волшебства!
В таком «полете воображения» ничего страшного нет.
Слайд 7Но если ребенок и в старшем возрасте не может (или
уже не хочет) отделить реальность от вымысла, — это повод
для серьезного беспокойства, а если такое происходит с подростком, то следует обязательно обратиться за консультацией к психологу.
Причины подобного ухода в мир собственных фантазий кроются в серьезной неудовлетворенности ребенка своей жизнью.
Слайд 8Чаще всего такой ребенок:
страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей;
он
испытывает трудности в общении со сверстниками.
Создав собственный мир, в котором он любим и успешен, он окончательно
замыкается в себе.
Поэтому бегство ребенка от
действительности, как правило, требует вмешательства взрослых.
Большинство детей с помощью лжи стараются разрешить какую-либо
неблагоприятную ситуацию.
Слайд 9Ложь как защита друзей от неприятностей.
Когда скрывается правда о другом
человеке, часто в ответ на вопрос учителя «Кто это сделал?».
Ребята обычно молчат, даже если имя «героя» им известно.
Слайд 10Причины лжи, которые встречаются как у детей,
так и у
взрослых:
стремление избежать наказания;
стремление добыть нечто, чего иначе не получишь;
страх унижения;
ложь
как защита друзей от неприятностей;
ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь;
ложь как стремление повысить свой социальный статус;
ложь ради проверки собственной силы.
Слайд 11Стремление избежать наказания.
Ложь в этом случае используется либо для сокрытия
действий ребёнка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшихся под
запретом родителей, либо сокрытие оплошности.
Данный вид лжи встречается в семьях, где запреты и наказания как форма общения преобладает над диалогом в общении с ребёнком.
ВНИМАНИЕ! Не слишком ли жестоко вы наказываете своих детей, всегда ли справедливы по отношению к ним? Не заставляете ли вы тем самым ребенка защищаться?
Слайд 12Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь.
Например, ребёнок говорит неправду
о том, что сделал все уроки, для того, чтобы получить
разрешение пойти гулять.
Слайд 13Страх унижения.
В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребёнком
неправильности своего поступка. Как правило, ребёнком в данном случае руководит
стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе.
Слайд 14Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь.
Этот вид лжи встречается
в случае чрезмерной опёки детей со стороны родителей, когда последние
лишают ребёнка права на приватность своего внутреннего мира. Ребёнку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства.
Настойчивость родителей в этом случае может привести
к тому, что ребёнок предпочтёт
промолчать о своих проблемах,
чем пустить в свой внутренний
мир взрослого.
Взрослые сами часто провоцируют
детей на ложь, осуществляя
слишком жесткий контроль,
ожидая слишком подробного
отчета об их жизни, требуя
рассказать нечто об их
друзьях и т.д.
Слайд 15Чем с большей назойливостью мы интересуемся личной жизнью наших детей,
тем больше они вынуждены утаивать и лгать.
Чаще всего наше
«любопытство» вызвано исключительно беспокойством за детей. Но даже в этом случае необходимо проявить такт и терпение. Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с вами.
В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, кто проявляет искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо, если это будут родители, а не сомнительные друзья из дворовой компании.
ВНИМАНИЕ! Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах.
Слайд 16Ложь как стремление повысить свой социальный статус.
Желание выглядеть в глазах
других людей более важными и привлекательными.
Необходимость врать ребенок испытывает из-за
чувства ревности или соперничества, потребности в большем внимании и одобрении.
Если родители слишком требовательны к ребенку, если ему все время дают понять, что он не оправдывает ожиданий, то он начинает чувствовать себя неудачником, нелюбимым, отверженным и пытается привлечь к себе внимание, повысить свою значимость всеми возможными способами, в том числе и ложью.
Дети, которых родители считают неудачниками, учатся скрывать свои промахи и ошибки или приукрашивают информацию о себе.
Слайд 17Хвастунишки — это обычно непопулярные среди сверстников дети или дети
с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире
того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление.
Ребенок должен быть уверен в нашей любви и поддержке, даже если у него не все получается, если он допустил ошибку и тем более если ему не везет с компанией.
ВНИМАНИЕ! Часто именно своими повышенными требованиями и последующим разочарованием, если наши надежды и ожидания не оправдываются, мы подталкиваем детей к сокрытию и подтасовке фактов как к способу сохранить наше уважение.
Слайд 18Ложь ради проверки
собственной силы.
Обычно возникает в подростковом возрасте. Мотив
лжи – бросить вызов чужой власти. Удачная ложь, когда взрослые
подозревают обман, но не могут ничего сделать, утверждает ребёнка в осознании собственной силы.
В младшем возрасте этот вид проявляется как поддразнивание и розыгрыш взрослых.
Ребёнок, «загнанный в угол» постоянными неудачами, равнодушием, пренебрежением и агрессивностью окружающих, со временем сам становится агрессивным. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания.
Слайд 19Такие дети прекрасно знают, что ложь раздражает взрослых и говорить
неправду так же скверно, как непристойно выражаться, но они именно
этого и добиваются — хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.
Ложь для детей — это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою независимость. В первую очередь дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников.
ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит, ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, то обратитесь за помощью к психологу.
Этот случай самый трудный, потому что
необходимо кардинальным образом менять
всю систему отношений, в которой находится
ребенок.
Слайд 20Факторы, способствующие формированию склонности
ко лжи.
Дети-лжецы в большинстве своём происходят
из семей, в которых родители тоже лгут.
Родители иногда целенаправленно
обучают детей говорить неправду: «Скажем в школе, что у тебя болела голова, поэтому ты не выполнил задание».
Обучение лжи происходит незаметно для родителей, когда они общаются друг с другом допускают неискренность, считая, что дети ничего не замечают.
НО! Дети обучаются не тому, чему их учат родители, а тому, как сами родители поступают в тех или иных ситуациях.
Ложь является результатом неблагополучных отношений ребёнка с окружающим миром.
Слайд 21Дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания, тепла и заботы.
- Часто ложь, как другие формы «плохого» поведения,
единственный способ ребёнка привлечь к себе внимание: «даже, если меня ругают, меня заметили».
- Детская ложь часто встречается в семьях, где дети чувствуют себя отверженными или родители завышают требования, часто требуя от детей того, чего они ещё не могут достичь в силу особенностей возрастного развития.
Слайд 22Как же вести себя родителям с уличенным во лжи ребенком?
Задуматься о причинах такого его поведения.
Постараться устранить то, что побуждает
ребенка ко лжи.
Не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к обсуждению случившегося. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать.
Никогда не занимайтесь воспитанием
«под горячую руку»!
Слайд 23Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается
вероятность несправедливого обвинения.
Американский психолог Пол Экман, автор книги «Почему дети
лгут?», рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто
горд тобою, если ты найдешь в себе
смелость сказать правду».
И данное ребенку обещание необходимо
сдержать, каким бы ужасным,
на ваш взгляд, ни был его поступок.
Слайд 24Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое
действенное — личный пример. Родители должны быть честны даже в
мелочах. Необходимо подготовить ребенка к тому, что вне семьи он может встретиться с неискренностью и ложью. Подобный опыт в первый раз воспринимается ребенком очень болезненно.
Обмануть его могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык им доверять. Следует в доверительной беседе объяснить ребенку, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние.
Обсудите с ним причины людской лжи, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.
Слайд 25Разбирайте с ребенком ситуации из жизни или примеры из книг,
когда использование лжи не приносило людям ничего хорошего, анализируйте причины,
побудившие человека сказать неправду. Особое внимание ребенка обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи.
Но! Не надо много
морализировать на эту тему.
Дети рационалисты, им
необходимо показать
на конкретных примерах,
как надо себя вести,
и почему, и что будет
в противном случае.
Слайд 26Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку,
обязательно извинитесь перед ним, рассказав о причинах случившегося.
Помните: обманув доверие
ребенка, мы не только можем лишиться его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может захотеть отплатить нам той же монетой.
Слайд 27Помните, что ребенок приукрашивает свои успехи, скрывает свои промахи, когда
чувствует себя неуверенно.
Если дети будут уверены в нашей любви и
в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду.
Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными.
Иногда достаточно просто
выслушать ребенка, и он поймет,
что не одинок, что всегда может
рассчитывать на ваше внимание
и помощь.
Слайд 28
Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское
бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь
— это сигнал тревоги.
Помните:
ситуации детской лжи нельзя
«пускать на самотек».
Помните: ложь, обман так или иначе необходимо присутствуют в нашей жизни. Рано или поздно ребенок начнет использовать ложь, самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром.
В наших силах не допустить этого.
Слайд 30Попробуйте следовать следующим советам:
1. Всегда решайте проблему, а не
ищите виноватых!
Предложите ребенку подумать над решением
проблемы вместе с Вами.
Например: « Как ты думаешь, что нам стоит предпринять, чтобы твои носки не валялись под столом?». Внимательно выслушайте ответ. Совместно примите решение.
Похвалите ребенка за принятое решение.
2. Не задавайте вопросов, на которые заранее знаете ответы, которые Вам не нравятся.
Своими словами и поведением не провоцируйте ложь. Не показывайте ребенку, что Вас легко обмануть. Не давайте лишнего повода.
Не спрашивайте : «Ты убрал со стола?». Вместо этого скажите: «Ты собираешься на прогулку с друзьями, а на твоем столе беспорядок. Давай-ка, наведем порядок.»
Слайд 313. Не обвиняйте!
Лучше похвалите ребенка за то,
что он сказал правду, чем обвинять его во лжи. Больше
обвинений - еще больше лжи!
4. Пересмотрите систему наказаний.
Ребенок не должен Вас бояться. Страх - плохой помощник в воспитании детей.
Слайд 325. Повышайте самооценку ребенка.
Всячески поощряйте за
большие и малые хорошие поступки. Чаще хвалите. Будьте щедры на
добрые слова. Поддерживайте и подбодряйте. Вселяйте уверенность, что все получится и получается. Слова «молодец» должны произноситься родителями так же часто, как и имя вашего ребенка.
6. Развивайте ребенка творчески.
Пусть ребенок посещает различные кружки и секции. Дайте возможность Вашему чаду выбрать творческое занятие по душе. Пусть он лепит, рисует, занимается спортом, пишет стихи, играет в театре, сочиняет сказки.
Слайд 337. Больше разговаривайте с детьми.
Больше проводите
вместе времени. Больше слушайте. Внимательно относитесь к желанию ребенка что-нибудь
Вам рассказать.
8. Расскажите вашим детям о том, что в вашей жизни тоже были и бывают моменты, когда Вам хочется обмануть кого-то. Но Вы приняли сознательное решение о том, что самоуважение и достоинство важнее сиюминутного комфорта, который дает ложь.
Слайд 349. Уважайте в ребенке личность!
Если ваш ребенок
не хочет делиться с Вами своими секретами, то не заставляйте
его делать это. Станьте другом!
Будьте последовательны!
Чем меньше в жизни лжи, тем
ближе мы к своим детям.
Постарайтесь стать ближе!
Будьте честны со своими детьми!
Слайд 35Рекомендуемая литература для самостоятельного прочтения родителями.
Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВЫ САМЫЕ ЛУЧШИЕ РОДИТЕЛИ!
У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Слайд 37Литература.
1. Ресурсы Интернета.
2. Г.А. Стюхина «Психологические особенности и механизмы развития
ребёнка младшего школьного возраста», Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.