Слайд 1(из опыта работы учителя истории, обществознания и
классного руководителя 8
“б” класса Анока А.П.)
Западно – Казахстанская область Бурлинский район
г.Аксай
Общеобразовательная средняя школа №4
Формирование правовых
знаний учащихся
Слайд 2“ ... Последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не
должны забывать, что демократия и правопорядок вещи неразделимые, одно не
может существовать без другого”
Н.А.Назарбаев
Слайд 3Современное демократическое и правовое государство призваны обеспечить верховенство закона и
гарантировать права, свободы и равенств граждан. В то же время
состояние общества характеризуется негативными тенденциями; размытость и устранение из жизни общества значимых личностных норм и ценностей, проявление девиантного поведения подростков приводит к росту правонарушений.
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса.
Для того, чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразии политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.
Слайд 6Моделирование личности ученика, имеющие адекватному развитию общества знания
об обществе, его
целях и ценностях;
о правах человека и способах их реализации;
о необходимости
непрерывного гражданского образования в течении всей жизни;
о двух противоположных системах отношений
государство - общество – личность
личность – общество – государство
о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, религиозными и социальными группами.
Слайд 7Ожидаемый результат
Ученик должен уметь:
отстаивать свои права и права других людей;
ставить
цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и
нормативных требований;
грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.
Ему присущи следующие качества:
гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;
готовность к исправлению своих ошибок, коррекция своего поведения на основе общепризнанных правовых норм;
объективность;
ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.
Слайд 10Виды и основная характеристика правовых ценностей учащихся 8 “б” класса
Слайд 11Формирование правовой культуры вкелючает в себя следующие этапы:
Слайд 12Основные направления формирования правовой культуры
Интеллектуально-правовые знания, реализуемые в жизнедеятельности человека;
Эмоционально-ценностная
система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой
жизни общества;
Практическое исполнение правовых норм.
Слайд 13Огромное значение в формировании правовых знанийя придаю ученическому самоуправлению. Самоуправление
дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, научить
преодолевать трудности. Это поможет им в будущем себя реализовать.
Слайд 14Актив 8 «Б» класса
Форма правления в классе – Республика
Название
РИД – Республика интересных дел
Министр образования
Рахманкулов Азиз
Министр труда
Чиркова Валерия
Министр печати
Айбулова
Жанар
Министр спорта
Аминов Данияр
Министр по связям с общественностью
Актаубаева Аида
Министр культуры
Латыфская Эльвина
Президент
Дуйсенби Ерасыл
Слайд 15Практические приемы
формирования
правовой культуры
Прием «коллективный вердикт»
Слайд 16На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил
школьной жизни и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт.
На
втором этапе учитель организует работу с вариантом текста Правил школьной жизни. Читая текст, каждый ученик заполняет таблицу:
На третьем этапе учитель организует работу в группе.
Слайд 17В результате коллективной деятельности на бумаге (доске) учащиеся представляют обобщенное
мнение группы - коллективный вердикт.
Учитель организует выступление групп и фиксирует
все предложения в графе «Это важно», просит обосновать записи в графе «Это вызывает сомнение». В результате учащиеся принимают решение.
Оно может выглядеть так: Мы, ученики 8-го «Б» класса, обсудили «Правила школьной жизни» и решили …
Слайд 20Прием «шесть шляп мышления»
Форма организации работы: групповая или индивидуальная.
Предварительная работа:
учитель готовит 6 шляп разного цвета: белая, черная, желтая, синяя,
красная, зеленая. (Шляпы можно заменить карточками или значками.)
Вариант использования приема по теме «Выборы президента класса»
Слайд 21На первом этапе учитель предлагает каждой группе (или отдельному ученику)
выбрать свой цвет шляпы и соответственно цвету свое задание:
- белый
— нейтральная позиция: группа (или учащийся) говорит о главных идеях, программы кандидаты в президенты класса;
черный — позиция «против»: группа (или учащийся) говорит об ошибках и противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в программе);
желтый — позиция «за»: говорит о том, что положительного они вынесли для себя из программы кандидата в президенты класса;
синий — позиция «размышления»: в чем сущность события, свидетелями которого они стали;
красный — позиция «отношения», эмоций: высказывается свое отношение к изложенной программе;
зеленый — позиция «творческая»: как можно развить идею, как можно использовать то, о чем написано в программе, что можно изменить, улучшить.
Слайд 22Затем на втором этапе учитель организует выступления ребят в следующей
последовательности:
Слайд 23В результате реализации описанных приемов у учащихся появляется ответственность за
выполнение взятого на себя задания за организацию работы группы. У
ребят формируется терпимость по отношению к окружающим.
Кроме того, учащиеся умеют высказывать и обосновать свою точку зрения. У них вырабатывается навык внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточна аргументирована.
Таким образом, используемые приемы позволяют создавать условия не только для формирования правовой культуры, но и для сохранения психического или интеллектуального здоровья учащихся.
Слайд 24Кареглазые
и голубоглазые
Интерактивная игра
Слайд 27Интерактивная игра
Форма классного часа
Слайд 28Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с профессиями, таблички со словами
для строительства
Технологии
Слайд 31Психологический настрой (встать в круг лицом внутрь, очень тесно друг
к другу, затем положить руки на плечи друг другу и
произнести:
Мир начинается с тебя
Об этом помни
В тебе живет цветок добра –
Его не скомкай
Взрости его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свою любовь и счастье
И чудо ты взрасти
На благо людям
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь
Всё, что сегодня приобрел
Возьмешь ты завтра
Мир начинается с тебя
И это правда
Стадия вызова
Слайд 32В повседневной жизни, на уроках в телевизионных передачах вам часто
встречается слово дебаты.
- Когда вы слышите это слово, какие
ассоциации у вас возникают?
Посмотрите на слова ассоциации и попытайтесь дать определение слову «Дебаты».
Давайте проверим правильность определения.
Мозговой штурм
Слайд 33 Дебаты - прения, обсуждение вопроса.
(словарь Ожегова)
Сегодня наше занятие пройдет в форме игры. Нам пригодится умение вести дебаты. Давайте составим алгоритм ведения дебатов:
- На Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается все люди делятся по своим психическим свойствам на 2 группы, верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз.
Постановка проблемы
Слайд 34Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу.
Его духовные возможности незначительны, интеллект очень низкий.
Обладатель голубых глаз
– «цвет общества», полная противоположность кареглазым. Это открытие позволило жителям планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытиям и срочно заняться переустройством их жизни.
У нас уже есть 2 группы, а теперь определим их руководителей. Теперь нам необходимо определиться кто будет кареглазым, кто будет голубоглазым (капитаны тянут жребий).
Слайд 36По поводу приемлемости изданных «голубоглазыми» законов (голубоглазые зачитывают законы, придуманные
ими. «Кареглазые» оспаривают или соглашаются. Взаимодействие между учащимися построено по
принципу огона – соревнование, когда одна сторона предлагает а другая выражает свое отношение выражением одобрения или согласия)
Пришли ли вы к единому мнению?
Изменилась ли ваша точка зрения о правильности устройства такого общества?
Давайте вернемся к алгоритму ведения дебатов.
Утверждали?
Отрицали?
Приводили аргументы и доказательства?
Кто же из вас догадался, какова тема нашего классного часа?
Равноправие
Дебаты
Слайд 37Коллективная работа.
Предлагаю построить дом, который удовлетворял бы «голубоглазых» и «кареглазых».
(Каждая команда получает одинаковый строительный материал – полоски со словами:
«Конституция», «зависть», «ненависть», «дружба», «порядок», декларация прав человека», «конвенция о правах ребенка», «справедливость», «гражданство», «толерантность», «защита», «война», «счастье», «радость», «честность», «горе», «равноправие», «дискриминация».
Подумайте что вы заложите в фундамент дома? Из чего построите стены? Что будет служить крышей? А что бы вы сожгли в огне?
Осмысление
Слайд 38Защита проекта
- Почему именно эти слова легли в основание
вашего дома?
- Какой строительный материал вы не использовали?
Посмотрите пожалуйста
на оба дома.
Как вы думаете случайно ли это получилось или в этом есть какой-то скрытый смысл?
Ребята, что на ваш взгляд, говорит о долговечности ваших домов?
Слайд 39Рефлексия
Ребята, что на классном часе было самым главным для каждого
из вас?
Что из услышанного вам пригодится в жизни?
Изменилась ли ваша
точка зрения на обсуждаемую на классном часе проблему?
Слайд 40Список использованной литературы
Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой
культуры учащихся/ М.С.Завьялова// Современные технологии образования: сборник науяных трудов 5-й
межрегиональной заочно научно-практической конференции. Красноярск: КГУ, 2006. – с. 30-45.
Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании/ А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов – Тольятти: Издательство Фонда “Развитие через образование”, 1999. – с.38.
Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов// Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – с.70-72.
Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся/ Внимание “Опыт” // Практика административной работы в школе. -2003 - №3 – с.54-58.