Слайд 1Использование метода синквейна в работе с дошкольниками.
ГБДОУ №11
Невского района
СПБ
старшая группа
Воспитатель: Э.В.Миллер
Слайд 2Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и
точно выразить свои мысли на заданную тему.
Слайд 3Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна объясняется тем, что:
- Новая
технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и
внедрением новых эффективных технологий.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Слайд 4Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития
личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять
главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат
Слайд 5Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк»,
которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на
подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
Слайд 6Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья
строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
Слайд 7Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя
кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4.
Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Слайд 8На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.
Пример составления рассказа
по синквейну:
Заяц.
Белый, пушистый.
Боится, пугается, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Рассказ: «Заяц белый,
пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»
Слайд 9Могут быть использованы такие варианты работы:
-составление краткого рассказа по готовому
синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
-
составление синквейна по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).
- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Слайд 10Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на
любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на
уровне ассоциаций.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Слайд 11Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей
уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых
порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Слайд 12 Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей
показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия –
синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
Можно составить синквейн – загадку.
Примеры синквейнов-загадок:
1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)
Слайд 13
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
к одному слову-предмету по
лексической теме
к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
коррекция и совершенствование готового синквейна
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Слайд 14Синквейн для дошкольников – это:
средство творческого самовыражения ребёнка;
игровой
способ обогащения словарного запаса;
подготовка к краткому пересказу;
владение понятиями:
слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;
умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Слайд 15Заключение
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
-
Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Сочинение синквейна - процесс
творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).