Слайд 1Родительское собрание
«ПООЩРЕНИЕ
ИЛИ НАКАЗАНИЕ?»
Методист, педагог-психолог
ГОУ РА «Центр психолого-медико-
социального сопровождения»
О.М. Медведева
Слайд 2
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее
членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к
другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.
Слайд 3Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит
ласки.
Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от
дефицита времени у взрослых.
Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Слайд 4Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно
быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам.
Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.
Слайд 5 Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только
из положительных аспектов взаимоотношений, таких как:
одобрение,
похвала,
поощрение…
но и отрицательных:
порицание,
запрет,
наказание.
Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.
взгляды на использование
поощрений и наказаний
в воспитании детей:
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять;
Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка;
Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем;
А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Слайд 7 Поощрение - всякое одобрение, похвала, выражение доверия
и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника.
К
наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.
Слайд 8
Наказание имеет тройное значение:
оно исправляет вред, причинённый дурным поведением;
способствует
тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер;
снятие вины.
Слайд 9«Дети ненавидят учителей,
от которых никогда не дождёшься одобрения или
признания того, что хорошо сделано...
Это убивает стремление к совершенству».
К.
Д. Ушинский
Слайд 10Поощрения и наказания –
это совокупность средств регулирования
отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны
быть заметно и быстро изменены.
Слайд 11 Принципы использования наказания
как
коррекционного метода:
Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он
считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви
Слайд 12Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при
наказании:
1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.
2. Поведение
ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Слайд 14
А. Фромм предложил ряд правил – за что не
следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:
Не следует хвалить
за то, что дано от природы;
за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;
больше двух раз за одно и то же;
из жалости;
из-за желания понравиться.
Слайд 15События, которые увеличивают вероятность повторения поведения, называются поощрениями.
События, которые
уменьшают вероятность повторения поведения, называются наказаниями.
Слайд 16
Поощрение является более правильным способом воздействия,
так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является
желательным, тогда как наказание лишь определяет, какое поведение является нежелательным.
Слайд 17
Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на
то: какое поведение является правильным.
С этой целью, оно должно:
Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.
Слайд 18Как правильно хвалить ребенка?
Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!
Слайд 19
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!»
Главное,
что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в
его возможности.
психиатр и психотерапевт В. Леви.
Слайд 20Несколько советов о поощрениях:
Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно
моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.
Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.
Слайд 21 Поощрение дает более эффективный
результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных
качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Слайд 22К сожалению, бывает так:
Если ребенок ведет себя хорошо,
то родители не обращают
на него внимания,
а если плохо
– то наказывают.
Слайд 23 А теперь о том,
как хвалить НЕ следует:
1.
Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко,
за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.
Слайд 24 А теперь о том,
как хвалить НЕ следует:
2.
Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его
в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!).
Это снижает побуждение к делу.
Слайд 25 А теперь о том,
как хвалить НЕ следует:
3.
Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.
Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
Слайд 26 А теперь о том,
как хвалить НЕ следует:
4.
Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего
добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Слайд 27Правила наказания детей.
При любом наказании
ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже
будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
Наказание должно быть соразмерно проступку.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.
При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Слайд 28 У маленького ребенка плохо
развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «Если ты будешь
всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье я куплю тебе новый диск с мультфильмами» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя.
Лучше завести специальный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо. В конце недели ребенок сам увидит, какой была его неделя.
Слайд 29
Наказание... часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения.
При полной
неэффективности других испробованных альтернатив, наказание... может оказаться лучшим решением.
Отказ от наказаний...
снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.
Слайд 30 Наказание и поощрение как
основные методы воспитания, преследуют конечную цель –
благо
ребенка.
И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.
Слайд 31
Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать
ошибку, желание исправить её.
Не наказания должен бояться
ребенок, не гнева,
а Вашего огорчения.
Слайд 32 Родители, помните!
Наказывайте ребенка только в
том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.
После наказания проступок должен быть «предан забвению».
Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
5.
Слайд 33 СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
У
Вас дома пропали деньги. Ребенок говорит, что он их не
брал. А через пару дней Вы находите спрятанные у ребенка деньги. Ребёнок вас обманул. Как поступить и такой ситуации?
Слайд 34 Физическое наказание детей.
Родителей всегда
волновал вопрос о физическом наказании детей:
его приемлемость,
формы
и необходимость.
Слайд 35ОСОБОЕ МНЕНИЕ
(ИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ):
Физическое наказание
детей следует применять в исключительных случаях, только тогда, когда исчерпаны
все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий.
Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или для жизни и здоровья окружающих (Например: младшего брата или сестры).
Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).
Слайд 36Доктор Хаим Гинотт пишет:
"Наказание не устраняет недопустимое поведение, просто ребенок становится
более осторожным в своем "преступлении". Он лучше заметает следы, его становится труднее
застигнуть на месте. Когда ребенка наказывают, он решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным".
Слайд 37Доктор Ирвин А. Хайман пишет:
"Телесные наказания учат детей тому, что
проблемы можно решить с помощью насилия. Исследования показывают, что те, кто причиняет
боль, учат этому тех, кому боль причиняют, и тех, кто становится свидетелями этого процесса. Телесные наказания не учат детей внутреннему контролю, который является неотъемлемым элементом демократии".
Слайд 38Доктор Рудольф Драйкурс пишет:
"Сегодня родители и учителя больше не могут заставить детей
слушаться. Реальность требует, чтобы мы применяли новые методы влияния и мотивации детей
к взаимодействию. Наказания — порка, шлепки, унижение, лишение чего-либо — это устаревший и неэффективный способ закрепления дисциплины".
Слайд 39Доктор Альберт Бандура пишет:
"Наказание может устранить недопустимое поведение, но оно не является
стимулом к поведению желательному и не устраняет у ребенка желания вести себя неправильно".
Слайд 40Памятка
для родителей и педагогов
«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка
дошкольного возраста»
Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
Замечательно! Превосходно! Чудно!
Ты
делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!
Слайд 41Памятка
для родителей и педагогов
«Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»
Молчанием. Выдержать
бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может
потребоваться напряжение всех его психических сил.
Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.
Слайд 42Памятка
для родителей и педагогов
«Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»
Так, чтобы,
оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том,
что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
Слайд 43
Самое дорогое для нас -это наши дети!
И наша задача
быть терпеливее с ними ,
воспитывать с минимальными психологическими травмами.