Слайд 1Тема проекта:
«Возникновение и становление Казахского ханства».
(550-летию становления Казахского ханства
посвящается).
Жезказган, средняя школа № 3
Альмишева Ляззат Шайзаевна,
учитель казахского языка
и литературы.
Слайд 2І глава. Введение.
Степь кипчаков.
Казахское ханство возникло во второй половине
ХV века, с падением в Восточном Дешт-и-Кипчаке одной из ветвей
династии Джучидов, потомков старшего сына Чингиз-хана,-династии Шибанидов. Власть перешла в руки султанов Гирея и Джанибека, потомков Урус-хана, представителя другой ветви Джучидов.
В начале ІІ-го тысячилетия новой эры на степных просторах от Иртыша дальше на запад распологались кочевья тюркоязычных кочевых племен. На востоке их называли кипчаками, на Руси-половцами, В центральной Европе-команами. Значение племен кипчаков было столь велико, что всю Великую степь от Иртыша на Востоке до Днестра на западе стали называть с ХІ века по-персидски Дешт-и-Кипчаком (Степь кипчаков, Кипчакская степь), Полем половецким-на Руси, Команией-в Европе.
Дешт-и-Кипчак делился на две части: Западный и Восточный Дешт-и-Кипчак. Западный Кипчак простирался с востока на запад от реки Яик (ХVІІІ века-Урал) до Днестра, а с юга на север-от Черного и Каспийского морей до города Укека (остатки его находятся в окрестностях современного Саратова). Границу Восточного Кипчака составляли: на востоке-Иртыш, на Западе-Яик, на севере-Тобол, на юге-озеро Балхаш и местности, примыкавшие к среднему течению Сырдарьи.
Слайд 3Степью правили кипчакские ханы, но одного хана над всеми кипчакми
никогда не было; и в каждой части Кипчака-Западной и Восточной-власть
принадлежала одновременно нескольким ханам. В ХІІ веке столицей немусульманского кипчакского владения Восточного Дешт-и-Кипчака был город Сыгнак, располагавшейся на правобережье среднего течения Сырдарьи. В начале ХІІІ века в Восточном Дешт-и- Кипчаке одним из кипчакских ханов был Кунджек. Согласно известиям «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина, когода Восточный Кипчак был покорен монголами, Кунджек вместе с сыном Кумурбиш-Кунджи, искуссным охотником, попал в плен и стостоял на службе у Чингиз-хана в качестве старейшины зонтикодержателей. Это был особенного рода зонт, который держали над государем, он являлся на Востоке одним из знаков монаршеского достоинства. О дальнейшей судьбе последнего правителя восточных кипчаков ничего не известно.
Одним из последних государей кипчаков был Котан. Во время нашествия Бату на Поволожье, Русь, Кавказ, Западный Дешт-и-Кипчак и Восточную Европу в 1236-1242 годах Котан несколько раз терпел поражения от монголов, осенью 1239 года вместе с сорокотысячной ордой подался в Венгрию и в 1241 году пал в Пеште, став жертвой интриг придворных венгерского монарха Бела ІV (1235-1270).
Слайд 4ІІ глава.
Золотая орда и ее распад.
Чингиз-хан умер в августе
1227 года, но завоевательные войны продолжили его потомки. В 1235
году на всемонгольском курультае собранием царевичей и знати было принято решение о завоевании северо-западных стран и включении их в состав владения Джучи, старшего сына Чингиз-хана, умершего раньше отца, в начале 1227 года. Улус, переданный ему отцом, продолжал носить имя Джучи. Верховное командование монгольской армией было поручено Бату (Батый), второму сыну Джучи. Завоевания Бату в ходе семилетнего похода 1236-1242 годов изменили лик Евразии. Перестало существовать государство волжских болгар, погибла династия западных кипчаков, исчезли многие другие самостоятельные владения, царствующие фамилии. Впервые в истории все пространство Великой Степи от Иртыша, а фактически, от Енисея на востоке и до Дуная на западе целиком оказалось в составе владения одной династии-династии Джучидов, мужских потомков Джучи. Северными рубежами владений Джучидов теперь являлись города Болгар (на территории современного Татарстана) и область Башгырд; южным рубежом на Кавказе стали Железные Ворота (город Дербент в Дагестане); юго-восточная территория Улуса Джучи включала все земли от Верхнего Иртыша к озеру Алакуль и дальше по южному побережью озера Кокче-Тенгиз (ХVІІІ века-Балхаш) к Сырдарье. Оттуда граница тянулась через район среднего течения Сырдарьи, южнее Аральского моря, захватывая Северный Хорезм с Ургенчем (Нижняя Амударья), плато Устюрт и Мангышлак. Бату, первый правитель Улуса Джучи, после смерти Угедея в конце 1241 года и Чагатая в начале 1242 года-братьев отца-считался, по выражению персидского историографа ХІІІ века Джувейни, «всем царевичем старшой (ака)», пользовался наибольшим авторитетом и обладал даже некоторыми правами государя.
Слайд 5Тем не менее он до конца своей жизни оставался вторым
после великого хана человеком в Монгольской империи и не стал
главой самостоятельного государства. Политическую самостоятельность Джучиды обрели в годы правления (1267-1280) Менгу-Тимура, внука Бату. Он первым из правителей Улуса Джучи стал чеканить монеты от своего имени с титулом «правосудный великий хан» и выдавать ярлыки (повеление). В частности, ярлык, выданный русскому духовенству, датирован августом 1267 года. Таким образом, с конца 60-х годов ХІІІ века Улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства, возглавляемого на протяжении длительного времени разными правителями, в сочинениях мусульманских авторов и в текстах официальных документов средневековьяупотребляются различные слова и словосочетания, часто связанные с именами этих правителей. Вот неполный их перечень: Улус Джучи, Деши-и-Кипчак, Кипчак, Дом Бату, Страна Берке, Дом Берке, Улуг улус, Северное царство, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской литературе государство Джучидов известно под название Золотой Орды. Здесь кстати отметить, что имя «Золотая Орда» не было известно современникам этой орды. Оно впервые появляется, когда самого Золотордынского государства уже не существовало,-во второй половине ХVІ века, и только в русской литературе.
Слайд 6Первой столицей Золотой Орды стал город, основанный царевичем Бату в
начале 50-х годов ХІІІ века на левом береге Ахтубы, на
Нижней Волге, и носивший имя Сарай (в переводе с персидского-Дворц). В начале 30-х годов ХІV века был основан Сарай ал-Джадид (Новый Сарай), куда и была перенесена столица Золотоордынского государства (в 1395 году город был разрушен войсками Тимура, остатки города можно найти у села Царев Волгоградской обасти). Однако Сарай и Сарай ал-Джадид не являются постоянными резиденциями золотоордынских ханов. В Золотой Орде со времени ее первых правителей-Бату и его брата Берке-утвердилась система двух резиденций: город Сарай ( а затем Сарай ал-Джадид) служил центром городской жизни и торговли, а центром политической жизни страны была Орда-кочевая резиденция хана, куда приезжали за инвеститурой, где выдавались ярлыки и где было сосредоточено управление государством.
Такое положение сохранялось вплоть до распада Золотой Орды в ХV веке.
Во время правления (1313-1341) Узбек-хана в жизни Золотоордынского государства произошли существенные изменения. В 1321 году Узбек-хан принял ислам и мусульманское имя-Мухаммад, стал именоваться Султаном Мухаммадом Узбек-ханом и сделал ислам официальной религией Золотордынского государства.
Именно в годы правления Узбек-хана при описании событий 1335 года в Золотой орде в мусульманских источниках впервые появляются слова узбекийан (узбеки, узбековцы) и словосочетание мамлакат-и узбеки (государство узбековцев). В Золотой Орде ханская власть была достаточно сильной и во время правления (1342-1357) сына Узбека Джанибек-хана. После Джанибека на престоле утвердился его сын Бердибек, который правил 1357 по 1359 год. Он был властолюбцем и отличался крайней жестокостью.
Слайд 7По словам автора «мунтахаб ат-таварих-и Муини», написанном в 1413 году,
и «Муизз ал-ансаб», написанном в 1426 году, Бердибек во время
своего правления умертвил большинство царевичей Джучиева Улуса, которые приходились ему близкими родственниками. Рассказывается, что ханша Тайдула-хатун принесла на руках одного из его родных братьев, которому было всего восемь месяцев, и просила, чтобы он пощадил это невинное дитя. Бердибек взял ребенка из ее рук и убил, ударив о землю. Политика физического изведения султанов (ХІV века в Улуса Джучи и в Чагатйском улусе слово султан стало титулом каждого члена династии, происходившей от Чингиз-хана) привела к тому, что с гибелью Бердибека в 1359 году оборвалась одна из ветвей династии Джучидов-та, что шла по прямой линии от Бату. Это случилось немногим более, чем через сто лет после смерти Бату (1255).В Золотой Орде начинается полоса смут и дворцовых переворотов. В 60-70-е годы ХІV века потомки Джучи захватывали власть в государстве, вырывая ее друг у друга, но одни правили полгода, другие-год, некоторые-два, самое большее-три года. После смерти Бердибека от Золотой Орды отделились султаны левого крыла, власть которых распространялась на все юго-восточные пределы Джучиева улуса. Западная Орда раскололась на несколько самостоятельных частей: Нижнее Поволожье контролировалось сарайскими ханами, Причерноморье и Крым-эмиром Мамаем, Волжская Болгария-царевичем Булат-Тимуром, а затем Асаном.
Слайд 8В середине 70-х годов глава левого крыла (Восточной Орды) Урус-хан
выступил в качестве объединителя всего Джучиева улуса. Хотя ему и
удалось захватить столицу Золотой Орды город Сарай, удержать верховную власть он не сумел и в 777 году хиджры/1375-1376 вновь вернулся на берега Сырдарьи, в свою столицу город Сыгнак. То чего не сумел сделать Урус-хан, потомок Орды, старшего сына Джучи, осуществил в 80-х годах ХІV века молодой мангышлакский царевич Токтамыш, потомок Тукай-Тимура, тринадцатого сына Джучи. В 1376 году Токтамыш бежал из орды Урус-хана, прибег к покровительству эмира Тимура и несколько раз при поддержке Тимура возобновлял борьбу со своими врагами. Сначала это был Урус-хан, а после его смерти в 1377 году-сын и преемник Урус-хана, Токтакия. Но Токтакия правил всего три месяца и в том же 1377 году перешел из сего мира в иной.
На престол в Сыгнаке (развалины города находятся на правом берегу среднего течения Сырдарьи), столице восточной части Улуса Джучи, воссел Тимур-Малик, другой сын Урус-хана. По характеристикам тимуридского автора Муин ад-Дина Натанзи (начало ХV века) Тимур-Малик «был большим любителем наслаждений и в постоянном пьянстве проявлял такое старание, что большую часть времени был пьяным и в бессознательном состоянии. Вследствие этого общие дела царства оставались в небрежении и без присмотра». Тимур не отказался от мысли посадить на сыгнакский престол своего ставленника, поэтому, оказав Токтамышу поддержку и содействие, вновь послал юного царевича на берега Сырдарьи.
Слайд 9На этот раз Тимур подарил ему аргамака-породистого скауна по кличке
Хынк-оглан, сказав при этом: «на этом коне в случае удачи
догонишь врага, а в случае бегства никто тебя не догонит».Случилось так, что Тимур-Малик с большим войском выступил против Токтамыша и разбил его. Мангышлакский царевич ударился в бегство и верхом на том коне, которого подарил ему Тимур, один прибыл к своему царственному покровителю.Так, по словам источников, этот славный аргамак по кличке Хынк-оглан «сделался причиной спасения» Токтамыш-султана.
Но терпение не покинуло Тимура, и он, уже в который раз, дал Токтамышу войско и отправил его добывать Сыганакский престол. На этот раз судьба благоприпятствовала молодому царевичу. Тимур-Малик по-прежнему предавался пьянству и разгулу, «спал до полудня», что укрепило расположение его поданных к сопернику, и «большая часть улуса, отряд за отрядом, перешла к Токтамышу». Зиму 780 года хиджры/1378-1379 Тимур-Малик проводил на Каратале. В это время на него и напал Токтамыш. Битва закончилась полным разгромом войск Тимур-Малика. В самом начале битвы он был взят в плен и убит. К Токтамышу привели в оковах главного эмира- «эмира эмиров»-Балтычака. Токтамыш, до которого дошла слава о верности и доблести Балтычака, предложил ему: «Если ты признаешь меня как своего царя, я окажу тебе всякий почет и вручу твоим заботам управление царством и имуществом». Балтычак весь затрясся и ответил:
«Если бы мои руки не были связаны, я дал бы тебе ответ; да ослепнет глаз, который в состоянии видеть тебя на месте моего государя; если в твоих руках власть, то прикажи, чтобы и меня казнили, чтобы голову царя положили на мою голову, его тело-на мое тело, чтобы я, если не умер раньше его, по крайней мере раньше его сошел в землю».Токтамыш исполнил желание эмира Балтычика.
Слайд 10После этой победы эмиры Тимура, сопровождавшие Токтамыша, возвели его на
ханский престол в Сыгнаке и, соблюдая обычай, «устроили в его
честь нисар (разбрасывание денег и драгоценностей)». Но честолюбивая натура Токтамыша недолго удовлетворялась Сыгнакским престолом. Собрав многочисленное войско, он вскоре вновь встал на путь завоевания и при поддержке Тимура отправился в Поволожье, чтобы завладеть столицей Золотой Орды. Судьба и здесь благоприпятствовала Токтамышу.
В это время огромная часть Золотой Орды находилась в руках эмира Мамая, который и стал главным врагом Токтамыша, поставившего задачу подчинить своей власти весь Улус Джучи. Мамай, занятый подготовкой к походу на Русь против Дмитрия Донского, просмотрел возможную опасность для себя со стороны мангышлакского царевича. В 1380 году Мамай выступил походом на Русь, но потерпел поражение на Куликовом поле от Дмитрия Донского и вернулся восвояси с малыми силами и подавленный. Как раз в этот тяжелый для Мамая период и выступил против него Токтамыш. Кровопролитная война между самими златоордынцами разыгралась на реке Калке и закончилась полной победой Токтамыша. Рабитый Мамай после этого поражения сошел с исторической арены, а Токтамыш-хан вскоре объеденил под своей властью все владения Джучидов, кроме Хорезма (Нижняя Амударья), который в 1379 году был захвачен Тимуром. Теперь никакая реальная сила в самом Улусе не стояла на пути Токтамыша. Сделавшись полновластным государем Золотой Орды, Токтамыш-хан начал готовиться к походу на Русь. Собрав большое войско, летом 1382 года Токтамыш перешел Волгу и направился на Москву. На Руси в этот момент не было согласия. Московский князь Дмитрий Донской старался объеденить русских князей на новый ратный подвиг-оборону «татар», однако он не нашел понимания среди князей.
Слайд 11
23 августа 1382 гола Токтамыш подошел к Москве и обложил
ее-началась осада города. Осада затягивалась. Тогда Токтамыш прибег к хитрости:
он начал убеждать москвичей, чтобы они прекратили борьбу, обещая всем прощение, сохранение жизни, имущества и даже дары. Горожане поверили лживым словам хана и открыли ворота, воины Токтамыша ворвались в Москву, разграбили и частично сожгли ее. Погибло множество людей. Захватив в Москве огромную добычу и ограбив несколько близлежащих городов и поселений, Токтамыш повернул на юг и ушел к себе в Орду. Успех грабительского похода вселил в Токтамыша чрезмерную уверенность в свои силы. Он взял курс на возрождение могущества Золотой Орды и ее великодержавной политики. А это означало-столкновение с эмиром Тимуром неминуемо. Токтамыш стал готовиться к этому столкновению, даже правоцировал его. Первым делом он стал вмешиваться в дела Хорезма, который, как уже было сказано, перешел в руки Тимура. Тимур, занятый делами Ирана, не реагировал на этот враждебный шаг своего протеже. Зимой 788 хиджры/1386-1387, когда Тимур находился на Кавказе, в Карабахе, Токтамыш с войском прошел через Дербент и вышел к реке Самур в Дагестане. Здесь произошла битва между войсками Токтамыша и Мираншаха, сына Тимура. Она не принесла победы ни одной из сторон. Токтамыш ушел к себе в Орду. В следующем, 789 году хиджры/1387-1388 Токтамыш с большим войском прошел Сыгнак и приближался к городу Сабран-пограничной крепости Тимуровских владений в Туркестане. Навстречу войску Токтамыша выступил из Андижана царевич Омар-Шейх-сын Тимура. Битва произошла недалеко от Отрара. Омар-Шейх потерпел в ней поражение, а Токтамыш двинулся на Бухару. Бухара оказала стойкое сопротивление, Токтамыш оставил город и принялся грабить районы Мавереннахара (Среднеазиатское междуречье Сырдарьи и Амударьи). Весть об этом грабительском походе дошла до Тимура, который в это время находился в Западном Иране-в городе Ширазе.
Слайд 12
Чаша терпения Тимура переполнилась, и он счел, что момент для
решительных действий против Токтамыша вполне назрел. Сначал Тимур предпринял поход
в Хорезм, чтобы наказать хорезмийцев за поддержку Токтамыша. Быстро овладев Ургенчем, столицей Хорезма, обозленный поведением хорезмийцев, Тимур в гневе издал приказ в том же 790 году хиджры/1388 переселить всех жителей в Самарканд, город Ургенч разрушить, а место его засеять ячменем. Свой поход против Токтамыша Тимур начал в зиму с 1390 на 1391 год из Самарканда. Тимур долго гонялся за войсками Токтамыша и, наконец, в местности Кундурча, в долине одноименной речки Кундурча, притока Черемшана (Самарская область), произошла встреча двух враждующих войск. Сражение было кровопролитным, шло с переменным успехом, но закончилось полным разгромом Токтамыша. Кроме удовлетворения победа дала Тимуру огромную добычу. Поражение Тоқтамыша в 1391 году, как бы оно ни было велико, не решило однако окончательно судьбу ни его самого, ни Золотоордынского государства. Зато поражение, нанесенное Токтамышу Тимуром в 1395 году, привело к низложению золотоордынского хана. Токтамыш никогда уже не возвращался на престол всего Улуса Джучи и погиб, по одним из источников-в 1404 году, по другим-в 1406. Начало ХV столетия выдвинуло еще нескольких объединителей Джучиева Улуса. Однако после Токтамыша никому больше не удавалось добиться власти, которая признавалась бы во всем Улусе Джучи. Более того, в 30-70-х годах ХV века Золотоордынское государство с центром на Нижней Волге окончательно распалось и на его развалинах образовалось несколько новых тюркских государств: Крымское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Казахское ханство, а также ряд других политических единиц. Но еще до того, до образования Казахского ханства, на територии Восточного Дешт-и Кипчака в 1428-1468 годах правил потомок Шибана, сына Джучи, Абул-л-Хаир-хан. Часть племен под предводительством потомков Урус-хана Гирея и Джанибека откололась от основного населения этого государства и вела долгую и ожесточенную борьбу за верховенство в Восточном Дешт-и Кипчаке.
Слайд 13Обстоятельства и время образования Казахского ханства.
В 20-х годах ХV столетия
в Восточном Дешт-и Кипчаке повсюду лютовала война. В одном из
сражений, имевшем место в 1428 году, погиб хан Великой Степи Барак-оглан, внук Урус-хана, потомок Орда-Ичена, старшего сына Джучи, старшего сына Чингиз-хана. В том же 1428 году (или в начале 1429) в Восточном Дешт-и Кипчаке воцарился Абул-л-Хаир-султан, потомок Шибана-другого сына Джучи. За годы сороколетнего правления Абул-л-Хаир-хана произошли тысячи больших и малых дел. Среди них, в частности,-откочевка группы дештских племен, недовольных властью, за пределы его государства. Ни хан Абул-л-Хаир, ни султаны, покинувшие его улус с подвластными им племенами и родами, никто не мог тогда предвидеть, что это ординарное в жизни кочевого общества событие будет иметь решающее значение для всей дальнейшей судьбы их страны. Собственно говоря, с этой перекочевки началась новая глава в истории нынешнего Казахстана.
В 864 году хиджры (октябрь 1459-сентябрь 1460), по словам автора «Фатх-наме» Шади, в семье сорокосемилетнего правителя Восточного Дешт-и Кипчака Абул-л-Хаир-хана, потомка Шибана, сына Джучи, случилось большое горе: умер его старший сын от жены из племени буркут, совсем еще молодой Шах-Будаг-султан. Шади не сообщает подробностей смерти Шах-Будаг-султана. Однако из других источников известно, что в конце 50-х годов ХV столетия в Восточном Дешт-и Кипчаке учинилась большая неурядица: династийные противники Абул-л-Хаир-хана вновь провели ожесточенный спор за верховенство в Восточном Дешт-и Кипчаке. По всей вероятности, молодой Шах-Будаг-султан и погиб в одном из тех сражений, защищая от претендентов трон своего отца.
Слайд 14Тогда Шибаниду Абул-л-Хаир-хану удалось разгромить своих внутренних врагов. Очевидно мстя
за смерть своего старшего сына, он перебил «ряд принцев из
потомков Джучи стране Восточном Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях»,-говорится в источнике. В числе политических противников Абул-л-Хаир-хана, по счастливой случайности оставшихся в живых, были, в частности, Гирей-султан и Джанибек-султан, потомки Урус-хана, представители другой ветви Джучидов Дешт-и Кипчака. Перед ним встал вопрос: что делать? Искать убежища у соседей? Так поступали тогда многие. Или же оставаться в Улусе и ждать своей участи? Условия времени требовали быстрых и решительных действий. После жарких споров и глубоких раздумий Гирей и Джанибек нашли целесообразным покинуть государство Абул-л-Хаир-хана. Памятуя, что «судьба не приности удачу тому, кто сегодняшнее дело оставляет на завтра», в том же 864 году хиджры/1459-1460, когда царевич Шах-Будаг «ушел во мглу», они с группой племен, которые их признавали, направились в соседнюю страну, в Моголистан.
Будущее всегда загадка. Тогда они и впрямь были беглецами. Тогда Гирей и Джанибек еще не знали ни того, как сложатся их отношения с предводителями соседей-моголов, ни всех трудностей жизни изгоя в чужих владениях, ни своего славного будущего, когда они оба, вернувшись на родные земли спустя десять лет после той перекочевки, станут основателями нового государства в Восточном Дешт-и Кипчаке-Казахского ханства.
Словом, в один из месяцев 864 года хиджры /1459-1460 Джучиды Гирей и Джанибек со своими приверженцами прибыли в Семиречье, которое в то время принадлежало Чагатаидам (потомки Чагатая, второго сына Чингиз-хана) и составляло основную часть территрии Моголистана. Так назывались тогда, в ХV веке, обширные пространства между Таласом и Чу на западе, Иртышом и Эмилем на северо-востоке; на севере граница Моголистана с государством Абул-л-Хаира проходила по Кокче-Тенгиз (переименовано в озеро Балхаш с начала ХVІІІ века), а на юге Моголистан включал в свой состав Кашгарию. Моголистан-персидское название, означающее «Страна моголов».
Слайд 15Оно образовано от слова могол-так, без букы-н, произносилось и писалось
народное название монголов в Средней Азии; моголами называли кочевников восточной
части бывшего Чагатайского улуса, составляющих военную мощь местных ханов. Верховным правителем моголов в те годы был Есен-Буга-хан. Он благосклонно и с почестями принял Герея, Джанибека и других султанов из родов Джучи и предоставил им западную часть Моголистана, известную как Чу и Козы-Баши. Пребывание группы дештских племен и султанов в другой старне затянулось. В 1462 году умер Есен-Буга-хан, и престол занял его брат Юнус (правил с 1462-1487 год).
В ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам и разными путями от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений,
употреблялось слово казак. Так как Гирей и Джанибек и их приверженцы ушли от своих и скитались по окраинам государства Абул-л-Хаир-хана, к которому они принадлежали и находились с ним в состоянии войны, то их прозвали казаками. Имя это за ними закрепилось. Обосновавшиеся в соседнем Моголистане и стоявшие во главе многотысячных казаков султаны, внушали опасение Абул-л-Хаир-хану. Поэтому глава Восточного Дешт-и Кипчака предпринял в Моголистан тщательно подготовленный поход, подробный рассказ о котором мы находим в сочинении Махмуда ибн Вали «Бахр ал-асрар» («Море тайн»). Абул-л-Хаир-хан выступил в поход осенью 874 хиджры/1469. Пройдя окрестности Ала-Тага, войско хана через несколько переходов достигло местности Йети-Кудук и там расположилось лагерем. Вскоре начался сильный ветер, пошел проливной дождь, затем обильный снегопад, за которыми последовали морозы, сковавшие действия воинов Абул-л-Хаира. В это время заболел сам хан, у него началась сильная лихорадка. Состояние его здоровья стало ухудшаться с каждым днем и часом, и через несколько дней он скончался в возрасте пятидесяти семи лет.
Слайд 16После смерти Абул-л-Хаир-хана политический кризис в государстве особенно обострился.
«...появилась смута,-пишет
Ибн Рузбихан,-очередь ханствовать в улусе Шибана досталось Шайх-Хайдар-хану». Его правление,
как утверждается в средневековых мусульманских источниках, было кратковременным. И именно в это время Гирей и Джанибек со своими каазаками (казахами) вернулись в покинутый улус и ввязались в спор за политическое главенство в Степи. В начавшейся войне между вождями казачьей вольницы и преемником Абул-л-Хаира слабосильным Шайх-Хайдаром последний, согласно известиям Шади, Бинаи и анонимного автора «Нусрат-наме» («Книга побед»), потерпел полное поражение и погиб. Близкие к нему люди были перебиты, а оставшиеся в живых Шибаниды бежали в Астрахань, к тукайтимуридам. Единственными реальными властителями на этой земле стали Гирей, Джанибек и их приверженцы. Скурпулезный анализ данных писменных источников показывает, что это историческое событие имело место в 875 году хиджры/1470-1471.
Так, спустя сорок с небольшим лет власть в Восточном Дешт-и Кипчаке вновь перешла в руки потомков Джучида Урус-хана. Но тут важно отметить ряд существенных моментов, а именно:
1. Если Урус-хан (умер в 1377 году), его сын Куйручук-хан (умер около 1395) и внук Барак-хан (умер в 1428 году) были государями в Дешт-и Кипчаке, то их потомки со второй половины ХV столетия предводительствовали казаками Дешт-и Кипчака.
Таковы вкратце исторические обстоятельства возникновения Первого Казахского государства-Казахского ханства. И эти обстоятельства показывают, что падение государства Шибанида Абул-л-Хаир-хана в Восточном Дешт-и Кипчаке и образование там Казахского ханства произошли по обычной для рассматриваемой эпохи формуле, согласно которой в средние века государства возникали и падали вместе с той или другой династией.
Слайд 17Хронологическая таблица.
Учитывая то обстоятельство, что любой год мусульманского календаря, равно
как и двенадатилетнего циклического календаря, разными своими частями приходится на
два года европейского календаря, нижеследующее события датируется двойным годом.
1428-1429 годы-воцарение Абул-л-Хаира в Восточном Дешт-и Кипчаке.
1459-1460 годы-отложение Гирея и Джанибека с частью племен и родов от главы Восточном Дешт-и Кипчака Абул-л-Хаир-хана и их перекочевка в западные пределы Моголистана.
1461-1462 годы-смерть могольского хана Есен-Буги.1468-1470 годы-усиление Гирея и Джанибека за счет новых беглецов из Дешт-и Кипчака и возвращение их из казачьей вольницы из Моголистана.
1470-1471 годы-образование Казахского ханства.С 1470-1471 года и до ликвидации ханской власти царским правительством в ХІХ столетии на просторах казахских степей одни потомки Урус-хана сменяли других, но политическое государство уже не переходило к представителям другой ветви Чингизидов.
Слайд 18Қазақ-тюркское слово. Со времени выхода в свет известной книги А.И.Левшина
о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о
том, что в «Шах-наме» великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж Х-ХІ веков), в разделе о Рустаме, якобы говорится о народе казахах и ханах казахских. Однако это основано на каком-то недоразумении. Содержание бессмертного творения гениального Фирдоуси достаточно хорошо известно ориенталистам, и там не упоминается слово «казак». Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б.Е.Кумекова, термин «казак» отсутствует и в сочинениях ранних арабских авторов. Одно из ранних упоминаний слова «казак» в мусульманских письменных памятниках встречаем в анонимном тюрко-арабском словаре. Составлен он, вероятно в Египте и известен по рукописи 1245 года, изданной М.Хоутсом в Лейдене в 1894 году. В этом словаре слово «казак» толкуется как «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». В исторической литературе существует самые разнообразные толкования слова «казак». Одни выводили его из тюркских глаголов каз-рыть, кез-скитаться, кач-бежать, спасаться; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз-гусь и ак-белый; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово «казак» из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающего род повозки. Некоторые авторы считают создание термин «казак» с названием древнего кавказского племени или объединения племен касог; однако такого рода гипотеза, по мнению В.В.Бартольда, «едва ли приемлема для историка».
Таким образом, надежного этимологического объяснения слова «казак» пока еще нет. Но каковым бы ни было происхождение слова «казак», несомненно то, что изначально оно имело нарицательное значение в смысле-свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, а также человек удалой, храбрый.
Слайд 19Не имея таким, образом, ни политического значения, ни этнического содержания,
слово «казак» обозначало всякого вольного чловека, отколовшегося от своего народа
и племени, своего законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати, это тюркское слово имеет такое же значение и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков, в общем-вольных людей. Хотя слово «казах» зарегистрировано на севере Руси в конце ХІV века, все же родиной русского казачества историки признают южную окраину Руси, граничащую с Кипчакской степью. Условия жизни здесь придавали этой вольнице характер военного общества. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим,-казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без товарищей,-казак; удалой молодец, по выражению Бабура, «нетомимо, с отвагой угоняющий табуны врага»,-тоже казак. Казаком мог стать любой человек, будь он тюрок или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были и старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, и основатель государства Шибанид Абу-л-Хайр-хан, и его внук Мухаммад Шейбани, и Чагатайцы Вайс-султан и Саид-султан. Султан-Хусейн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в «казачестве» не один месяц.
С кончиной Шибанида Абул-л-Хаир-хана путь в родные края для Гирея, Джанибека и их приверженцев был открыт, и, вернувшись, они вскоре захватили там верховную власть. Этими событиями было положено начало собственно казахской государственности. В жестокой конкуренции за объединение под своей властью народов Степи победоносно утвердились потомки Урус-хана, возглавившие казаков (казахов), а затем и государство. Потомки Шибана, сына Джучи, сына Чингиз-хана, были рассеяны теперь в разные стороны и оказались непригодными к роли объединителей. Собирательному названию «узбек» в Восточном Дешт-и Кипчаке положен конец. Племена, обитавшие здесь, теперь стали разделять на собственно узбеков (шибанитов), казаков (казахов) и мангытов (ногаев).
Слайд 20Основатели Казахского ханства
Казахское ханство было основано двумя султанами-Гиреем и Джанибеком.
Этот факт не должен удивлять нас. Примеров, когда государство создавалось
совместной деятельностью двух или нескольких близкородственных людей, в средневековой истории Азии немало. И империя тюрков в VІ столетии, и государство Сельджуков в ХІ веке были созданы двумя братьями. И Хивинское ханство в ХVІ веке также было создано совместной деятельностью двух братьев, Илбариса и Билбариса. В сочинении Абу-л-Гази «Родословное древо тюрков» об этих двух братьях содержится подробный рассказ. Он любопытен во многих отношениях.
После Буреке-султана (ХV век), потомка Шибана, сына Джучи, сына Чингиз-хана, осталось два сына: старший по имени Илбарис, младший-Билбарис, который в народе более известен под прозвищем Биликич (здесь-Меченый). Шли дни, текли месяцы, образуя годы, оба сына выросли и стали славными витязями. Затем они со своими приверженцами выступили из Восточного Дешт-и Кипчака, в 1511 году овладели Ургенчем, Хивой, Хазараспом и там, в низовьях Амударьи, основали независимое ханство. Местом пребывания Илбариса был город Везир, а Билбарис жыл в Янгишехре, который находился несколько западнее Везира. К образованию и упрочению нового ханства шли, как обычно, долгим путем, сопровождавшимся кровавой борьбой. Оба брата лично возглавляли воинов в сражениях, делили с ними тяготы и опасности. Но вот что здесь удивительно.
Слайд 21Билбарис (Биликич), когда еще был грудным ребенком, заболел и сделался
калекою: у него высохли обе ноги ниже колен, опорой были
только бедра. Поэтому седло боевого коня ему было недоступно, и он ездил на арбе. Устроив на тележке место для удобного размещения для одного человека, он велел оковать ободья колес своей арбы. Запрягая в нее самых быстроногих аргамаков, он в сопровождении лихих удальцов постоянно ездил в Абулхан и Мангышлак и устраивал там погромы. Это был очень меткий и искусный стрелок, отменный воин. Стоя на коленях в колеснице,-другим казалось, что он там сидел,-Билбарис несся вперед напролом, не обращая никакого внимания на стрелы, сыплющиеся со всех сторон.
Слайд 22Во время жаркого побоища, предводительствуя славными батырами, он всегда находился
впереди. Пригнувшись к передку своей колесницы, он отдавал приказ джигитам:
«Так держать! Туда! Вперед! Назад!». На арбе Билбарс сражался на равных со всадниками. Его боевая колесница, запряженная лучшими аргамаками и предельно облегченная, не отставла от конных бойцов. Вот именно так, сидя и в седле, и на арбе, приобретали свою империю азиатские кочевники средневековья. Теперь вернемся в Великую Степь и продолжим наше повествование о Гирее и Джанибеке.
В «Шейбани-наме» анонимного автора оба основателя Казахского ханства названы сыновьями Барак-хана, умершего в 1428 году. В.В.Вельяминов-Зернов (публикация 1864 года), а вслед за ним и многие другие исследователи ХІХ-ХХ веков считали их родными братьями. Однако, как это видно из подробной росдословной Джучидов, помещенной в «Муииз ал-ансаб» (ХV век) и «Нусрат-наме» (ХVІ век), они приходились друг другу дальними родственниками и имея лишь общего предка-Урус-хана.
Слайд 23Родословная Герея.
Родословная Джанибека.
Родословная Герея: Урус-хан, Токтакия, Анике-Пулад, Гирей.
Родословная Джанибека:
Урус-хан, Куйручук, Барак, Джанибек.
Итак, Казахское ханство было образовано совместной деятельностью
двух Джучидов-Гирея и Джанибека. Но, говорится в «Бакрал-асрар» Махмуда ибн Вали, «падишахом был назван Гирей», то есть он был объявлен старшим ханом казахов.
Слова Махмуда ибн Вали полностью подтверждаются и сведениями из «Тарих-и Рашиди», и данными из среднеазиатских сочинений периода Мухаммада Шейбани-хана. Именно Герей выступает со страниц этих нарративных источников в качестве старшего хана казахов. Подробности ханствования Герея нам неизвестны. Последний раз его имя встречается в источниках под 878 годом хиджры [1473-1474]. По всей вероятности, он и умер в те же годы.
У Гирей-хана было много сыновей, пишет Мирза Хайдар Дуглат, однако он не приводит их имен. Согласно генеалогии Джучидов, помещенной в «Муиз ал-ансаб» и «Нусрат-наме», у Гирей-хана было три сына-Бурундук, Ходжа-Мухаммад, Султан-Али-и несколько дочерей.
Сведения о Джанибеке также очень скудны. В источниках его имя всегда, или почти всегда, упоминается рядом с именем Гирей-хана. Известно, что его личное имя-Абу Саид, а Джанибек-его прозвище; но более известен он именно как Джанибек. У него было девять сыновей и несколько дочерей.
Слайд 24Для суждения о времени смерти Джанибека и о том, был
ли он, одним из основателей Казахского ханства, самостоятельным правителем, могут
быть привлечены лишь косвенные данные, прямые указания в источниках отсутствуют. В «Тарих-и Рашиди», например, встречается такое сообщение:
«Вышеупомянутый Касим-хан был сыном Джанибек-хана. Он по примеру отца во всем повиновался и был покорен Бурундук-хану».
Из этого сообщения можно сделать вывод, что Джанибек пережил Гирей-хана, отца Бурундука, и что самостоятельным правителем он не был, хотя и носил титул хана.
Последнее обстоятельство не должно смущать нас. Случаев, когда в одном государстве в одно и тоже время несколько султанов носили титул хана, немало. Так, к примеру, в государстве Шибанидов Мавераннахра вскоре после гибели в 1510 году его основателя Мухаммада Шейбани-хана обстоятельства сложились таким образом, что ханский титул носили одновременно четыре султана: Суйундж-Ходжа, Кучкунджи, Мухаммад-Тимур и Убайдулла. Но старшим ханом являлся Кучкунджи (Кучум)-хан.
Итак, ни точная дата смерти, ни место погребения Герей-хана и Джанибек-хана не известны. Но осталась память. Осталось потомство. Осталось основанное ими ханство, которому суждена была долгая жизнь.
Слайд 25Гирей и Джанибек
Спасибо за внимание!!!