Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями
Семейное воспитание как фактор
невротизации личности ребенка
Слайд 2Причины возникновения невротических расстройств у детей
Слайд 3Социально-психологические факторы
Наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного
из детей;
Недостаточная психологическая совместимость детей и родителей;
Конфликты, одностороннее доминирование одного
из взрослых;
Перестановка или инверсия традиционных семейных ролей;
Низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и изолированность семьи в сфере внешних контактов.
Слайд 4Социально-культурные факторы
Проблемы, связанные с проживанием в условиях мегаполиса;
Ускорение темпа современной
жизни;
Недостаток времени;
Обезличенность и все более сложный характер межличностных отношений;
Недостаточные условия
для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения
Слайд 5Социально-экономические факторы
Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
Занятость родителей, ранний выход на работу матери
и помещение ребенка в ясли, привлечение других лиц для ухода
за ним;
Увеличение числа неврозов у взрослых
увеличение количества неврозов у детей
Слайд 6Конституционально-генетический фактор
Наследственная предрасположенность к неврозам;
Наличие общих, в том числе генетически
обусловленных способов или типов нервно-психического реагирования, опосредованных конкретным характером отношений
в семье.
Слайд 7Пренатальные патогенные факторы
Состояние эмоционального стресса у матери:
Затяжные семейные проблемы, общая
неустроенность, волнения при сдаче зачетов и экзаменов во время учебы.
Отрицательное
отношение некоторых, еще неподготовленных к рождению ребенка и ориентированных на исполнение профессиональных обязанностей, женщин.
Сильные кратковременные испуги;
Поздний токсикоз, гипертония и т.п.
Слайд 8Постнатальные патогенные факторы:
Эмоциональный стресс матери в первый год жизни (препятствует
своевременным эмоциональным и речевым контактам с ребенком);
Гиперсимбиотическая связь с одним
из родителей;
Ситуации ранней эмоциональной депривации;
Неконструктивные стили родительского воспитания;
Стрессовые ситуации в жизни ребенка (госпитализация, помещение в ДОУ, развод родителей).
Слайд 9Наличие большого количества неразрешенных проблем воспитания
Отражение в воспитании неблагоприятных личностных
особенностей родителей. Со стороны направленности личности - отражение гиперсоциальности:
Излишняя принципиальность,
требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.
Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация –недостаток тепла и непосредственных чувств к детям, недоучет особенностей их темперамента, эмоциональности.
Со стороны характера: эгоцентризм родителей. Внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность.
Как следствие родители пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая от него того, в чем сами оказались личностно- несостоятельными.
Аффективно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям.
Слайд 10Преобладание рационального аспекта в воспитании
Отношение к детям как к «почти
взрослым» без достаточного учета возрастных особенностей;
Недостаточное внимание к половым аспектам
в формировании личности детей;
Заданность, шаблонность, схематизм, когда воспитание подгоняется под заранее составленные схемы, предписания и установки;
Недостаток индивидуализации в подходе к детям;
Разрыв между словом и делом в воспитании, означающий невыполнение родителями своих обещаний при требовании обязательности у детей;
Дефицит душевной щедрости, доброты и искренности в отношениях с детьми.
Слайд 11Непонимание своеобразия детей. Неприятие.
Недостаточный учет индивидуальных особенностей, в т.ч. темперамента,
пола и характера.
Нежеланность ребенка, несоответствие пола ожидаемому.
Негибкость воспитания.
Неравномерность воспитания.
Чрезмерное влияние
одного родителя при недостаточном влиянии другого.
Слайд 12Неблагоприятные личностные изменения родителей
Гиперсоциальность
Тревожность
Аффективность
Доминантность
Недоверие к детям, их возможностям
Недостаточная отзывчивость в
отношениях с детьми
Противоречивость
Слайд 13Прочие факторы
Интенсивность воспитательных мероприятий (избыточное моральное давление на детей);
Возрастной фактор
(преобладание нейротизма у обоих родителей в возрасте 25-30 лет и
45-50 лет), что представляет для детей наибольшую стрессовую ситуацию.
Слайд 14Любое общение содержит в себе восемь разных смыслов:
то, что мы хотели
сказать,
что сказали,
что услышал собеседник,
что он понял,
что хотел сказать в ответ,
что
сказал,
что мы услышали
и как его поняли.
Слайд 15Вопрос: «Как дела?»
Когда я спрашиваю ребенка: «Как дела?», я подразумеваю…
.................................................................
Когда я слышу «Как дела?», я ожидаю
...............................................................
Слайд 16Вопрос: «Как дела?»
Когда ребенок слышит: «Как дела?», он ожидает…
Искренний
интерес к себе;
Формальный интерес: каждый родитель должен общаться со своим
ребенком, интересоваться делами, совершить акт общения;
Контроль (Отчитайся)
Маркер неблагополучия (Если меня спрашивают, как дела, значит со мной визуально что-то не в порядке);
Зачин неприятного разговора («разбор полетов»);
Форма приветствия, которая не подразумевает развернутого ответа.
Слайд 17Упражнение «Отдайте часть ответственности»
× Не делает уроков
× Не следит
за домашними животными
× Отказывается от коллективных игр и дел
× Оставляет
грязную посуду
× Имеет завышенные требования к себе
× Не понимает чувств и переживаний других людей
× Много смотрит телевизор
× Плохо учится
× Имеет низкую самооценку
× Приводит друзей домой, когда нет родителей
× Убегает из дома
× Дерется с братьями или сестрами
× Часто спорит с взрослыми
× Отказывается выполнять просьбы
× Имеет нежелательных друзей
× Часто теряет контроль над собой
× Кажется безразличным к окружающим
× Грубит учителям
× Часто дерется в школе
× Часто специально раздражает взрослых
× Закатывает истерики
× Не убирается в своей комнате
× Курит
× Лжет
× Мало и беспокойно спит
× Требует денег
Слайд 18Упражнение «Отдайте часть ответственности»
Слайд 19Работа с характеристиками
Определите вид нарушения
Постройте алгоритм действий (Что делать? Как
делать? Какой результат ожидаю получить?)
Составьте рекомендации по работе с
- гиперактивным
ребенком
- ребенком с невротическим расстройством
Слайд 20Мини-тест «Твоя моя не понимает»
Большинство воспитательных проблем упирается
в один простой момент – взрослый не умеет сказать/объяснить, что
ему нужно так, чтобы ребенок понял.
Этот тест поможет выяснить, умеете ли вы объяснять так, чтоб ребёнок вас понял.
Проведение:
Попросите ребёнка нарисовать какой-либо несложный рисунок из геометрических фигур, но вам его не показывать. (Можно просто вырезать из журнала, но только не слишком мелкий). Теперь то же самое сделайте вы.
Сядьте спиной друг к другу.
Вы берёте в руки свой готовый рисунок, а ребёнок – чистый лист бумаги такого же размера и фломастер.
Слайд 21Задача:
Вы должны так суметь объяснить-рассказать про свой рисунок ребёнку, чтоб
он смог его нарисовать. Показывать ничего нельзя! Рисовать надо, только
слушая объяснения.
Потом меняетесь заданиями. Ребёнок описывает свой рисунок, а вы рисуете с его слов.
Сопоставляете два рисунка, готовый и новый, и оцениваете, насколько совпадают размеры, месторасположение, форма и т. п.
Этот игровой тест покажет, насколько доходчиво вы умеете объяснять…
А также налаживает взаимопонимание. Теперь каждый из вас убедился, как сложно иногда объяснить что-то другом человеку, и недоразумения случаются не из-за чьей-то вредности, а на уровне «твоя моя не понимает».
Слайд 22Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М.: Генезис, 2004.
Щуркова
Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа,
1998 - 112 с.
Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Воспитание - XXI век. Методика и искусство. Волгоград, 2016
Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2009.