Слайд 1Автор работы: Учитель начальных классов Очкина Светлана Валентиновна
МОУ «СОШ с. Новорепное»
Слайд 2Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм
Инновационная развивающая
технология
Слайд 3
Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему народного образования и
правомерно ассоциируется с чем-то новым.
Однако не всякое новое в обучении
можно назвать инновационным, поскольку инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения.
Слайд 4
Инновационная развивающая технология. Очень забавная и еще более сильная методика
обучения чтению. Безотказно и в кратчайшие сроки дает качественный результат.
Весело для детей, удобно для преподавателя, абсолютно понятно для родителя.
Слайд 5
Каждый ребенок, пришедший в школу мечтает научиться читать. Книги, журналы,
реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет
и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".
Слайд 6Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить
буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель,
месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта ребёнка!
Слайд 7До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь
– буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения,
– все то, что предлагают учебники. Но с моей книжкой малыш уже с первого занятия учится в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.
Слайд 8ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕБУС-МЕТОДА.
ДВА ПРАВИЛА.
Слайд 9"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для
того, чтобы понять звуковой принцип моей игры, необходимо все указанные
мною задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.
Слайд 10Моя игра имеет всего два правила. Первое правило – как
из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад
(в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для первоклассника это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает моим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.
Слайд 11
Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные
превращения одних слов в другие. Моя задача в эти минуты
– продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:
Слайд 12маска – МА
пальма – ПА
мышка – МЫ
шишка – ШИ
кошка –
КО
ложка – …
Слайд 13Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:
Коля – КО
Оля – О
Маша – МА
Даша – ДА
Петя –
ПЕ
Федя – ФЕ
Ира – И
Кира – КИ и т.п.
(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку)
Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).
Слайд 14
Как только ребенок понял правило "маска – МА" и стал
вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не
требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:
маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-ЧА
курица-чайник – КУ-…
маска-шарик – МА-…
кактус-шарик – …
Слайд 15Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании
три слова:
маска-шишка-наволочка – МА-…-…
маска-листик-наволочка – МА-…-…
бусы-маска-галстук – БУ-…-…
галстук-зебра-тапки – …
Слайд 16ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ - СЛОВА ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
Слайд 17Вывод:
Чтение есть процесс перекодирования графических знаков (букв, пиктограмм, иероглифов) в
устные речевые единицы (звуки, слова, фразы). Таким образом пиктографическое чтение
так же является чтением, как и буквенное. При этом слоговое пиктографическое чтение более соответствует конкретному восприятию ребенка, чем абстрактное фонемно-буквенное чтение.
Слайд 18При обучении детей чтению с помощью Ребус-метода я не предлагаю
детям никаких теоретических понятий. Я просто показываю детям графические знаки,
и называю их звучание. При этом я не делю неделимые звуки на составляющие их буквы/фонемы. Я не объясняю разницу между звуками, буквами и слогами. Я не говорю о гласных и о согласных. Я не классифицирую согласные как твердые или мягкие, как звонкие или глухие. Все эти условные понятия и обобщения ни в коей мере не помогают ребенку ни запомнить букв, ни понять механику чтения.
Слайд 19
Работа по карточке.
Цель задания — составить
прочитать
слоги.
Слайд 20Формирование представления об образовании слова из двух слогов
Задачи
на слогосложение - следующий после слогосоставляющих заданий этап обучения чтению.
Цикл заданий этого типа направлен на усвоение детьми принципа образования слова из слогов.
Слайд 21
Упражнение «Допиши и произнеси» готовит ребенка к освоению темы. Каждому
выдается карточка и ставится конкретная учебная задача: дописать букво-звуки, глядя
на образец и обязательно негромко их
проговаривая
Слайд 22Каждому ребенку предлагается карточка, увеличенная копия которой располагается на доске
для большей наглядности. Учитель по этой картинке показывает линию, соединяющую
слогообразующую букву с основной (принцип слогообразования), дает понятие слога.
Слайд 23Цель задания — копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько
усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина
эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных.
Слайд 24 Используемая литература:
Кулюкина Т.В.
и Шестакова Н.А. статья «Фонетической ошибке нет!»
Костромина С.Н., Нагаева
Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.