Слайд 1Попова О.Г.,
педагог-психолог
МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»
Синдром эмоционального выгорания
Слайд 2Немного истории
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н.
Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней
усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Слайд 3Профессиональное выгорание
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на
работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.
Слайд 4 Внешние факторы, провоцирующие выгорание
специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость
сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему
детей, стаж работы)
организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Слайд 5внутренние факторы
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить
из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать
собственные эмоциональные ситуации
ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Слайд 6Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения
(человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям);
негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).
Слайд 7физические симптомы
Резкое повышение утомляемости
Хроническая усталость
Головные боли
Восприимчивость
к изменениям внешней среды
Изменение артериального давления
Астения (бессилие, слабость)
Ограничение движений в шее, боли в спине
Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
Увеличение или потеря веса
Одышка
Бессонница
Половая дисфункция
Слайд 8эмоциональные
Пессимизм
цинизм
чёрствость
безразличие
агрессивность
раздражительность
тревога, чувство вины
Слайд 9поведенческие
желание отдохнуть
безразличие к еде
оправдание употребления табака, алкоголя,
лекарств
Слайд 10социальные симптомы
низкая социальная активность
падение интереса к досугу, увлечениям
социальные
контакты ограничиваются работой
скудные отношения на работе и дома
Слайд 11Тест «Психологическое здоровье учителя»
Цель: определения уровня эмоционального «выгорания» учителя.
Часто чувствую
усталость.
да – 1, не знаю –
1, нет – 0
Мне трудно заснуть.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
3. За ночь просыпаюсь несколько раз.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
Постоянно чувствую слабость.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
Слайд 125. Чувствую себя в расцвете сил.
да –
0, не знаю – 1, нет – 1
6. Многое не
удается.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
7. Жизнь заводит в тупик.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
8. По-прежнему половая жизнь приносит удовлетворение.
да – 0, не знаю – 1, нет – 1
9. Мелочи на работе раздражают все сильнее.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
Слайд 1310. Физически истощен, как подсевшая батарейка.
да –
1, не знаю – 1, нет – 0
11. Порой кажется,
что лучше умереть.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
12. Кажется, что нет больше сил работать с детьми.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
13. Настроение подавленное.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
14. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения.
да – 1, не знаю – 1, нет – 0
Слайд 14Ключ
От 0 до 4 баллов, признаков излишнего перенапряжения и
переутомления у вас нет, риск срыва низкий.
От 5 до 9
баллов, имеются сигналы перенапряжения и переутомления, средняя степень эмоционального «выгорания». Если не начать работу над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва и профессионального «выгорания» в следующую группу.
Слайд 1510 – 14 баллов свидетельствуют об истощении жизненных сил, высоком
уровне срыва защитных механизмов, эмоциональном «выгорании»
Слайд 16Профилактика синдрома эмоционального выгорания
снятие рабочего напряжения,
повышение профессиональной мотивации,
выравнивание баланса
между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Слайд 17 стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться
переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к
конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Слайд 18ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон
вкусная еда
общение с природой и
животными
баня, массаж, движение, танцы
музыка
Слайд 19САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
–
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за
окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 20ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ–
УЛЫБКА!!!
Если ты подаришь кому-то радость,
жизнь подарит тебе счастье .
Слайд 21БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
I. Способы, связанные с управлением дыханием .
Представьте,
что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите
только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Слайд 22II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением .
Сядьте удобно,
если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь
внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Слайд 23III. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить,
слово может спасти».
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить
себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Слайд 24IV. Способы, связанные с использованием образов
Специально запоминайте ситуации, события, в
которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши
ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Слайд 25Притча о колодце.
Однажды осел упал в колодец и стал
громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин
ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Слайд 26Пять простых правил:
Освободите свое сердце от ненависти – простите всех,
на кого вы были обижены.
Освободите свое сердце от волнений
– большинство из них бесполезны.
Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
Отдавайте больше.
Ожидайте меньше.
Слайд 27Главное!
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Не доводите уровень психических нагрузок
до критических значений.
Слайд 28Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться
с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!