Слайд 1Попова О.Г.,
педагог-психолог 
МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» 
Синдром эмоционального выгорания
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Немного истории
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н.
                                                            
                                    
Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней
                                    усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Профессиональное выгорание 
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на
                                                            
                                    
работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4 Внешние факторы, провоцирующие выгорание 
специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость
                                                            
                                    
сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему
                                    детей, стаж работы)
организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5внутренние факторы 
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить
                                                            
                                    
из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать
                                    собственные эмоциональные ситуации 
ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения
                                                            
                                    
(человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
                                    
дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям); 
негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7физические симптомы 
Резкое повышение утомляемости 
Хроническая усталость 
Головные боли 
Восприимчивость
                                                            
                                    
к изменениям внешней среды 
Изменение артериального давления 
Астения (бессилие, слабость)
                                    
Ограничение движений в шее, боли в спине 
Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость 
Увеличение или потеря веса 
Одышка 
Бессонница 
Половая дисфункция 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8эмоциональные 
Пессимизм
 цинизм
 чёрствость
 безразличие
 агрессивность
 раздражительность
 тревога, чувство вины
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9поведенческие 
желание отдохнуть
 безразличие к еде
 оправдание употребления табака, алкоголя,
                                                            
                                    
лекарств 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10социальные симптомы 
низкая социальная активность
 падение интереса к досугу, увлечениям
социальные
                                                            
                                    
контакты ограничиваются работой
 скудные отношения на работе и дома 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Тест «Психологическое здоровье учителя»
Цель: определения уровня эмоционального «выгорания» учителя.
Часто чувствую
                                                            
                                    
усталость.
    да – 1, не знаю –
                                    1, нет – 0
Мне трудно заснуть. 
    да – 1, не знаю – 1, нет – 0
3.  За ночь просыпаюсь несколько раз.
    да – 1, не знаю – 1, нет – 0
Постоянно чувствую слабость.
    да – 1, не знаю – 1, нет – 0
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 125. Чувствую себя в расцвете сил.
   да –
                                                            
                                    
0, не знаю – 1, нет – 1
6. Многое не
                                    удается.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
7. Жизнь заводит в тупик.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
8. По-прежнему половая жизнь приносит удовлетворение.
   да – 0, не знаю – 1, нет – 1
9. Мелочи на работе раздражают все сильнее.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 1310. Физически истощен, как подсевшая батарейка.
   да –
                                                            
                                    
1, не знаю – 1, нет – 0
11. Порой кажется,
                                    что лучше умереть.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
12. Кажется, что нет больше сил работать с детьми.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
13. Настроение подавленное.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
14. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения.
   да – 1, не знаю – 1, нет – 0
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Ключ 
От 0 до 4 баллов, признаков излишнего перенапряжения и
                                                            
                                    
переутомления у вас нет, риск срыва низкий.
От 5 до 9
                                    баллов, имеются сигналы перенапряжения и переутомления, средняя степень эмоционального «выгорания». Если не начать работу над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва и профессионального «выгорания» в следующую группу.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 1510 – 14 баллов свидетельствуют об истощении жизненных сил, высоком
                                                            
                                    
уровне срыва защитных механизмов, эмоциональном «выгорании»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Профилактика синдрома эмоционального выгорания
снятие рабочего напряжения,
 повышение профессиональной мотивации,
выравнивание баланса
                                                            
                                    
между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17 стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; 
 учиться
                                                            
                                    
переключаться с одного вида деятельности на другой; 
проще относиться к
                                    конфликтам на работе; 
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА 
длительный сон
 вкусная еда
общение с природой и
                                                            
                                    
животными
 баня, массаж, движение, танцы
 музыка 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19САМОРЕГУЛЯЦИЯ
  - смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
–
                                                            
                                    различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за
                                    окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ– 
УЛЫБКА!!!
   Если ты подаришь кому-то радость,
                                                            
                                    
жизнь подарит тебе счастье .
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ 
I. Способы, связанные с управлением дыханием .
Представьте,
                                                            
                                    
что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите
                                    только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением .
Сядьте удобно,
                                                            
                                    
если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь
                                    внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23III. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить,
                                                            
                                    
слово может спасти». 
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить
                                    себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24IV. Способы, связанные с использованием образов
Специально запоминайте ситуации, события, в
                                                            
                                    
которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши
                                    ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Притча о колодце.
 		Однажды осел упал в колодец и стал
                                                            
                                    
громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин
                                    ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
		Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
		Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
		Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Пять простых правил:
Освободите свое сердце от ненависти – простите всех,
                                                            
                                    
на кого вы были обижены.
 Освободите свое сердце от волнений
                                    – большинство из них бесполезны.
 Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
Отдавайте больше.
Ожидайте меньше.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Главное!
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Не доводите уровень психических нагрузок
                                                            
                                    
до критических значений.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться
                                                            
                                    
с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!