Слайд 1
«Соблюдению педагогической этики при учебно-воспитательной работе с обучающимися и родителями»
Выполнил:
Социальный педагог Асташенко Т.В.
«Счастье-это когда тебя
понимают»
Слайд 2Педагогическая этика
Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности.
Педагогическая этика-наука, изучающая нормы
поведения преподавателя.
Слайд 3Педагогическая этика-часть педагогического мастерства
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая
этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав,
обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Слайд 4Требования педагогической этики:
Установка, усиливающая веру в успех;
Установление правильных взаимоотношений между
учителем и учеником.
Доброжелательное отношение к каждому учащемуся;
Благоприятное речевое общение
с учениками с самой первой встречи;
Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в классе.
Слайд 5Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным,
подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог
должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Слайд 6Основные признаки педагогического такта:
Естественность, простота обращения без фамильярности;
Искренность тона, лишенная
всякой фальши;
Доверие к школьнику без попустительства;
Просьба без упрашивания;
Советы и рекомендации
без навязчивости;
Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
Серьезность тона без натянутости в отношениях;
Ирония и юмор без унижающей насмешливости;
Требовательность без мелкой придирчивости;
Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений;
Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.
Слайд 7Отношения между участниками учебно-воспитательного процесса:
Учитель – учитель
Учитель – ученик
Учитель -
родитель
Слайд 8Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе
Не спешите подвергать
критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и
«с ходу» предлагать те или иные нововведения.
Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.
Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения.
Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Слайд 9
Учитель - родитель
стремись наладить деловые связи с родителями;
привлекай родительский комитет
и родителей к воспитательной работе с детьми;
определи дела родительского комитета
и родителей на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться;
на родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса;
будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские отношения.
не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.
Слайд 10Учитель - ученик
нельзя быть олицетворением лозунга
«Учитель всегда прав!»;
не нужно стесняться
признаваться в собственных ошибках;
не нужно давать обещаний, которые не можешь выполнить;
нужно быть оптимистом;
нужно быть активным и инициативным;
нужно быть честным с детьми, добрым, но не
добреньким.
нужно быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить ее снова будет гораздо труднее;
нужно быть человеком, а если получится, то
человеком с большой буквы.
Слайд 11Позиция учителя
(Вирджиния Сатир)
Позиция учителя на уроке бывает 2 типов:
Учитель на пьедестале.
Учитель без пьедестала.
Слайд 12Учитель-начальник.
Его пьедестал - власть. От учеников он требует, прежде
всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою
силу, все на свете знает. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это учитель, знающий скрытые пороки и тайные страхи своих учеников. Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственную «правильную» точку зрения.
Результаты такого стиля поведения - конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками.
Слайд 13Учитель-компьютер
Его пьедестал - компетентность. Он требует от учеников знаний, информации,
фактов. Это - вещатель с каменным лицом, произносящий простые истины,
похожий на робота. Он считает, что в обучении и в воспитании главное - компетентность, и если ею кто-то и обладает, то только он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...», «Есть мнение...». Это «закрытый», «холодный» учитель.
Результат такого стиля поведения - снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках, снижение мотивации к занятиям, даже отвращение к ним.
Слайд 14Учитель – мученик
Его пьедестал - бесконфликтность. От учеников ожидает послушания.
Он хочет только служить другим. Больше всего он боится конфликтов.
Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения.
Результат - одних учеников это поведение учителя провоцирует на манипулирование учителем, у других формирует страх возникновения проблемы (боится расстроить учителя, скрывает).
Слайд 15Учитель без пьедестала
УЧИТЕЛЬ - ПАРТНЁР
Это человек, который знает,
что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей
правоты за счет другого.
Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Их поведение не расходится со словами.
Слайд 16Заповеди педагогического общения
Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми,
придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без
которых никогда не достигнуть тайников детской души.
При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач.
Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся.
Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией.
Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.
Слайд 17Заповеди педагогического общения
Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого
продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен.
Научитесь видеть себя как бы со
стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность.
научиться слушать детей.
Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность.
Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.
Слайд 18Заповеди педагогического общения
Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в
класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
Пусть
из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
Умейте анализировать процесс общения .
Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
Слайд 19Заключение
«Пойми ученика»-профессиональная заповедь педагога.
Понять - это значит проникнуть
во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение
педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.