Слайд 1СУЩНОСТЬ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 2План:
Процесс обучения: задачи и функции.
Противоречия процесса обучения.
Закономерности процесса обучения.
Принципы процесса обучения.
Слайд 3 Процесс обучения - целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся,
направленная на достижение дидактических целей (А.С. Агафонова).
Слайд 4 Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов
обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.
В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик (Б.М. Бим – Бад).
Слайд 5 В.А. Сластёнин отмечает, что обучение – специфический процесс
познания, управляемый педагогом. При этом познавательная деятельность – это единство
чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально – деятельностном подходе.
Слайд 6 Оно, как и целостный педагогический процесс (ЦПП) имеет
задачную структуру, а значит и движение в процессе обучения идёт
от решения одной педагогической задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному.
Слайд 7 Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений
и навыков (ЗУН). Это двусторонний процесс, в котором в тесном
взаимодействии находятся педагоги и воспитанники: преподавание и учение.
Слайд 8Основные задачи процесса обучения:
Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
Формирование познавательных потребностей;
Организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными ЗУН;
Слайд 9 Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
Формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности;
Формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно – эстетической культуры.
Основные задачи процесса обучения:
Слайд 10 Функции процесса обучения – назначение тех или иных
элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или
процессу обучения в целом.
Слайд 11Функции процесса обучения:
Образовательная;
Воспитывающая;
Развивающая.
Слайд 12 Образовательная функция связана с расширением объёма, развивающая –
со структурным усложнением, воспитывающая – с формированием отношений (В.В. Краевский).
Слайд 13 Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать
в его противоречивости – как процесс постоянного движения и развития.
Слайд 14Исследователи отмечают, что к противоречиям процесса обучения относится:
Противоречие между требованиями
общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными
возможностями;
Противоречие между известным и неизвестным (это является основой проблемного обучения);
Слайд 15Исследователи отмечают, что к противоречиям процесса обучения относится:
Противоречие между фронтальным
изложением материала и индивидуальным его восприятием;
Противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.
Слайд 16 Однако основным противоречием обучения является: противоречие между постоянно усложняющимися
требованиями обучения и возможностями учащихся. Данное противоречие является движущей силой
процесса обучения, т.к. оно неисчерпаемо как неисчерпаем процесс познания.
Слайд 17Закономерность - отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в
одних и тех же условиях связей.
Слайд 18Закономерности процесса обучения:
Цели обучения зависят от потребностей и возможностей общества;
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, объёма и характера учебного материала;
Продуктивность обучения зависит от мотивов обучения, уровня организации учебного процесса.
Слайд 19 Важной педагогической закономерностью является: зависимость содержания обучения,
методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных
обществом, от целей конкретной школы.
Слайд 20 Принципы процесса обучения – основные требования, которые предъявляются к
процессу обучения, следование им позволяет оптимизировать процесс обучения.
Слайд 21 Учёные издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения.
Первые попытки в этом направлении были предприняты Ж. – Ж.
Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Я.А. Коменский сформулировал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.
Слайд 22 Формулировки и количество принципов изменялось (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов,
Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
Это результат того, что ещё до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
Слайд 23 В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие принципы
обучения:
Научности;
Наглядности;
Доступности;
Сознательности и активности;
Слайд 24В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие принципы обучения:
Систематичности и
последовательности;
Прочности;
Слайд 25В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие принципы обучения:
Связи теории
с практикой;
Уважения к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему и др.
Слайд 26 Принцип научности в обучении – принцип, согласно которому
обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения
и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются.
Слайд 27 Принцип наглядности в обучении – принцип, согласно которому
обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только
через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения.
Слайд 28 Принцип доступности обучении – принцип, согласно которому учебная
работа строится с учётом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся,
уровня их обученности.
Слайд 29 Принцип сознательности, активности, самодеятельности - принцип, сущность которого сводится
к тому, что собственная познавательная активность обучаемого является важным фактором
обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек.
Слайд 30 Принцип систематичности и последовательности в обучении – соблюдение логических
связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в
большем объёме и более прочно.