Слайд 1Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Слайд 2Критическое мышление –
это один из видов интеллектуальной деятельности человека,
который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему
его информационному полю.
Слайд 3 Цель технологии РКМЧП
Формирование культуры чтения, включающей в себя
умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно
понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 4Особенности организации
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых
программах и предметах.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий
из трех этапов (стадий).
Слайд 5Первая стадия – «вызов»
у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания,
пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Слайд 6Вторая стадия – «осмысление»
содержательная, в ходе которой и происходит
непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс
чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Слайд 7Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
ученик формирует личностное отношение
к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста,
либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Слайд 8Базовая модель урока в ТРКМЧП
ОСМЫСЛЕНИЕ
Актуализация имеющихся знаний (представлений)
ВЫЗОВ
Побуждение интереса к
теме
Конструирование процесса изучения
Получение новой информации
Соотнесение новой информации с собственными знаниями
Целостное
осмысление и обобщение полученной информации
Анализ всего процесса изучения материала
РЕФЛЕКСИЯ
РКМЧП
Слайд 9Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют,
дискутируют, наконец, сочиняют.
Слайд 10
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления
Мозговая атака
Групповая дискуссия
Чтение с
остановками и Вопросы Блума
Кластеры
Синквейн
Инсерт
Эссе
Прием шести шляп
Взаимоопрос
Слайд 11
Мозговая атака
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что
они знают или думают, что знают, по данной теме;
2
этап: Обмен информацией.
Слайд 12Групповая дискуссия
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Обязательным
условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Слайд 13
Чтение с остановками или вопросы Блума
Подготовительная работа:
Выбирается текст для чтения.
Текст заранее делится на смысловые части.
Заранее продумываются вопросы и
задания к тексту.
Слайд 14На фазе рефлексии можно использовать «Прием шести шляп».
Красная шляпа
– это то, что мы чувствуем по отношению к герою,
к поступкам,
к природе и т.д.
Желтая шляпа «отвечает» за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять
из произведения для себя.
Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.
Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.
Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.
Синий цвет – продолжение сюжета.
Слайд 16ИНСЕРТ
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
I
этап
Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию
следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Слайд 17II этап
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные
абзацы и предложения.
III этап
Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее
в соответствии со своими пометками в таблицу.
IV этап
Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Кластеры
это способ графической организации
материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Слайд 19Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски)
написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»,»Гроздья», «Солнце»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Слайд 20Кластер
Добрый
Храбрый
Сильный
Умный
Хитрый
Никита Кожемяка
Слайд 21Кластер
Писатель
Мореплаватель
Собиратель слов
Врач
Строитель…
Творчество
В.Даля
Слайд 23Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это «белое» стихотворение, состоящее
из пяти строк.
1 слово: тема (им.сущ.)
2 слова: признаки темы(им.прилагательные)
3 слова: действия темы (глаголы)
4 слова: предложение на эту тему
5слово: синоним темы
*Не обязательно четко следовать алгоритму: в 4 строке возможно использование фразеологизма или пословицы. 1 и 5 строка допускает использование эпитетов и вспомогательных слов.
Слайд 24Синквейн
Лиса
Хитрая, хвастливая
Обманывает, замышляет недоброе, хвастается
Плутовка
Пришла из лесу
птичница в рыжей
шубке
кур посчитать
Слайд 25Синквейн
Приставка
Важная, «ошибкоопасная»
Образовывает, помогает, меняет
Корню очень нужна
Часть слова
Предлог
Самостоятельный, связывающий
Помогает, указывает, служит
Без
него нельзя выразить мысль
Самостоятельное слово – часть речи
Слайд 26Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».
Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца,
и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Слайд 27Результаты использования технологии РКМЧП
Изменилось отношение детей к урокам литературного чтения,
русского языка,
окружающего мира.
Изменилось у учащихся отношения к собственным ошибкам и
затруднениям, возникающими в ходе учебной деятельности.
Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
Повысилась активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию