Слайд 1
Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-коммуникативное развитие
детей дошкольного возраста
Чемакина Н.Н.
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малиновка» №85», г. Северодвинск
Слайд 2
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
В рамках реализации ФГОС в
содержании образовательной деятельности дошкольных организаций большое внимание уделено достижению целей
и решению задач
социально-коммуникативного развития
Социально – коммуникативное развитие
- «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений»
Слайд 3Социально – коммуникативное
развитие дошкольника направлено на:
усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения
и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС подпункт 2.6)
Слайд 4Формирование социально-коммуникативных навыков –
процесс, связанный с отработкой языковых навыков,
речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя
Коммуникативные навыки:
Социальные навыки:
вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Слайд 5
Игра как ведущая деятельность
детей дошкольного возраста
В процессе игры ребенок не
просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет,
обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение
Л. С. Рубинштейн.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Л. С. Выготский
Слайд 6Сюжетно-ролевая игра
деятельность, в которой дети берут на себя
трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых
ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра.
Слайд 7Структурные элементы игры
Игровой замысел;
Сюжет или содержание игры;
Игровые
действия;
Роли;
Правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми
или предлагаются взрослым.
Слайд 8В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка
развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к
окружающему его миру.
Слайд 9Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Такими
играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным,
и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Слайд 10Условия для развития
социально-коммуникативных навыков в процессе игры:
создание условий для
игр в течение дня;
организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в
процессе игры;
развитие общения ребенка со взрослыми и со сверстниками;
обучение навыкам игрового взаимодействия;
организация работы по обогащению содержания игр;
своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации;
формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми;
обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев;
воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении;
формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни;
расширять общий кругозор детей
Слайд 11В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным
средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое
место в обществе.
Слайд 12Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в
контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на
конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д.
Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Слайд 13Список литературы:
Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи
и воображения».- М., 2010
2. Козлова С.А. Я – человек: программа
социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с.