Разделы презентаций


1 Ознакомление с философией научного исследования Формирование навыков научного

Содержание

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2009. – 280 с.Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 138 с. Кушнер Ю.З.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Ознакомление с философией научного исследования
Формирование навыков научного мышления
Ознакомиться методами

постановки и организации научного исследования
Развитие навыков поиска и обработки

научно-технической информации
Освоение современных методов экспериментального исследования и обработки результатов эксперимента
Развитие навыков самостоятельной работы - умения самостоятельно формулировать задачи исследования и разрабатывать методику проведения эксперимента
Развитие навыков принятия обоснованных решений

Методология и методы научного исследования

Задачи курса:

д.п.н., доцент Бояров Евгений Николаевич

Ознакомление с философией научного исследованияФормирование навыков научного мышленияОзнакомиться методами постановки и организации научного исследования Развитие навыков

Слайд 2Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком,

2009. – 280 с.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие

/ Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 138 с.

Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

Нигматов З.Г. Методология и методы научного исследования: Краткий конспект лекций/ Нигматов З.Г.; Казанский (Приволжский) федеральный университет.– Казань, 2014. – с. 27

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2009. – 280 с.Сабитов Р.А. Основы научных

Слайд 3учение о способах, методах и средствах получения научного знания
Методология
ФИЛОСОФИЯ
исследование процесса

познания
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Л.1. Основные понятия о

методологии научной деятельности

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

учение о способах, методах и средствах получения научного знанияМетодологияФИЛОСОФИЯисследование процесса познания1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯЛ.1.

Слайд 4Обыденное и научное знание
основывается на критическом, рациональном мышлении, всегда

отличается последовательным и систематическим характером –
определенная система знаний
основывается на

здравом смысле, совокупность «сведений» о мире, «набор» информации

стремятся к достижению объективно истинного знания, опираются на факты, а не на веру

точные методы
критерии оценки знания

преемственная связь

Обыденное и научное знание основывается на критическом, рациональном мышлении, всегда отличается последовательным и систематическим характером – определенная

Слайд 5Обыденное и научное знание
стремится объяснить их с помощью существующие

гипотез, законов и теорий
специально вырабатывает для этого новые теоретические представления
ограничивается

нахождением новых фактов и результатов

дает возможность лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания

Обыденное и научное знание стремится объяснить их с помощью существующие гипотез, законов и теорийспециально вырабатывает для этого

Слайд 6Томас Гёксли
(1825-1895)
Научное знание рассматривается только как усовершенствованное обыденное знание
«Я верю,

что наука есть не что иное, как тренированный и организованный

здравый смысл. Она отличается от него точно так же, как ветеран может отличаться от необученного рекрута»

ДОПУСКАЮТСЯ КРАЙНИЕ СУЖДЕНИЯ:

Томас Гёксли(1825-1895)Научное знание рассматривается только как усовершенствованное обыденное знание«Я верю, что наука есть не что иное, как

Слайд 7наука - одна из форм общественного сознания, дающая объективную картину

мира, система знаний о законах развития природы и общества
наука -

сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний

Наука как система научных знаний о явлениях и законах природы и общества

НАУКА и Научное исследование – целенаправленная деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний

Должны быть специфические методы, средства и критерии познания

наука - одна из форм общественного сознания, дающая объективную картину мира, система знаний о законах развития природы

Слайд 8Этапы становления современной науки
ХV-ХVIII век – экспериментальное изучение природы,

развитие производительных сил и возникновение капиталистического способа производства

Начало изучения методов,

с помощью которых получаются новые знания в науке

(открытие Коперником гелиоцентрической системы мира, возникновение механики Ньютона и Галилея, рождение дифференциального и интегрального исчисления (Лейбниц, Ньютон) и др.)

1 этап

Этапы становления современной науки ХV-ХVIII век – экспериментальное изучение природы, развитие производительных сил и возникновение капиталистического способа

Слайд 9Фрэнсис Бэкон
(1561-1626)
Позволит:
Открывать новые истины и правила в науке
ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА
Для опытных

науки
Позволяет:
устанавливать только простейшие причинные связи между наблюдаемыми свойствами предметов и

явлений

(логика открытий)

Фрэнсис Бэкон(1561-1626)Позволит:Открывать новые истины и правила в наукеИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКАДля опытных наукиПозволяет:устанавливать только простейшие причинные связи между наблюдаемыми

Слайд 10Галилео Галилей
(1564-1642)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
Выдвижение гипотез и дедукция (или вывод) из них

логические следствий для проверки их результатами эксперимента
Впервые начал систематически проверять

гипотезы на опыте и применять для этого математические методы

гипотетико-дедуктивный метод:

Галилео Галилей(1564-1642)ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОДВыдвижение гипотез и дедукция (или вывод) из них логические следствий для проверки их результатами экспериментаВпервые

Слайд 11Исаак Ньютон
(1643-1727)
ИНДУКТИВНЫЙ
МЕТОД
«Путь к открытию этих принципов лежит в производстве опытов

и наблюдений, извлечении общих заключений из неё посредством индукции и

недопущении иных возражений против заключений, кроме полученных из опыта или другие достоверных истин»

метод обнаружения и доказательства новых истин в науке

Использовал гипотетико-дедуктивный метод при построении классической механики

Обосновал принципы и законы механики

Исаак Ньютон(1643-1727)ИНДУКТИВНЫЙМЕТОД«Путь к открытию этих принципов лежит в производстве опытов и наблюдений, извлечении общих заключений из неё

Слайд 12ИНДУКЦИЯ
Предварительная стадия исследования, задача которой состоит в выдвижении «общие заключений»

гипотетического характера

Фрэнсис Бэкон
(1561-1626)
Метод обнаружения и доказательства новых истин в науке
Исаак

Ньютон
(1643-1727)

Дальнейший этап, который состоит из выдвижении следствий из гипотезы, должен либо подтвердить, либо опровергнуть ее

ИНДУКЦИЯПредварительная стадия исследования, задача которой состоит в выдвижении «общие заключений» гипотетического характераФрэнсис Бэкон(1561-1626)Метод обнаружения и доказательства новых

Слайд 13конец ХVIII века - промышленный переворот - обусловлен применением рабочие

машин и парового двигателя
(появление законов сохранения вещества (Ломоносов, Лавуазье) и

сохранения и превращения энергии (Джоуль, Гельмгольц), а также разработка Менделеевым периодической системы элементов создание неэвклидовой геометрии Лобачевского, открытие электромагнетизма (Фарадей, Максвелл, Герц) и др.)

2 этап

XIX век - отмечен открытием сложного строения атома, выделением электрона как его составной части, зарождением квантовой теории (Столетов, Планк и др.).

XX веке - происходит дифференциация и интеграция науки
(Возникают теория относительности, кибернетика, квантовая механика, физическая химия и другие наукии. Мир охватывает технологическая революция)

3 этап

4 этап

конец ХVIII века - промышленный переворот - обусловлен применением рабочие машин и парового двигателя(появление законов сохранения вещества

Слайд 14Интуиция
Теоретическое знание
Личный опыт
Гипотезы
Гипотезы
Гипотезы
Гипотезы
ЛОГИКА
Следствия
Следствия
Следствия
Эмпирическая проверка
Гипотезы
Следствия
Следствия
Вероятностные методы
Новое научное знание
Научная проблема
Примерная последовательность решения

научной проблемы

ИнтуицияТеоретическое знаниеЛичный опытГипотезыГипотезыГипотезыГипотезыЛОГИКАСледствияСледствияСледствияЭмпирическая проверкаГипотезыСледствияСледствияВероятностные методыНовое научное знаниеНаучная проблемаПримерная последовательность решения научной проблемы

Слайд 15Любая научная проблема может обуславливать нестандартное решение
Применение методов исследований
логические
психологические
теоретические
эмпирические
Соблюдение критериев

и норм научного познания
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Любая научная проблема может обуславливать нестандартное решениеПрименение методов исследованийлогическиепсихологическиетеоретическиеэмпирическиеСоблюдение критериев и норм научного познанияМЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Слайд 16 Описание
Объяснение
Предсказание
науке свойственны познавательная и практическая деятельность
наука

– это система реализации познанных закономерностей в практике
Функции науки
процессов и

явлений действительности

наука – это информационная система, осуществляющая систематизацию ранее накопленных знаний, которая служит основой для дальнейшего познания объективной действительности

Описание Объяснение Предсказание науке свойственны познавательная и практическая деятельностьнаука – это система реализации познанных закономерностей в

Слайд 17Современную науку характеризуют: система научных знаний, научная деятельность и научные

учреждения
всеобщность, т.е. принадлежность всему человечеству;
проверенность научных фактов, т.е.

возможность проверки каждого факта и следствия из известных законов или теорий;
воспроизводимость явлений, т.е. возможность повторения
открытого явления другим ученым (что подтверждает существование определенного закона природы);
устойчивость системы знаний, т.е. такая глубина проработки гипотезы, которая предотвращает быстрое старение знаний.

дающие возможность предвидеть события

Система научных знаний состоит из:

Признаки научных знаний:

научных понятий

гипотез

законов

эмпирические научных фактов

теорий и идей

Современную науку характеризуют: система научных знаний, научная деятельность и научные учреждения всеобщность, т.е. принадлежность всему человечеству; проверенность

Слайд 18 новизной и оригинальностью, т.е. нечто уже объективно известное не

может являться научным результатом;
уникальностью и неповторимостью, т.е. каждый результат

– единственный в своем роде и не нуждается в повторении, кроме случая проверки своей правильности;
вероятностным характером и риском, т.е. невозможностью точно предугадать, будет ли получен предполагаемый результат;
доказательностью, т.е. убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.

Научная деятельность

направлена на получение, освоение, переработку и систематизацию научных знаний

Научная деятельность характеризуется:

новизной и оригинальностью, т.е. нечто уже объективно известное не может являться научным результатом; уникальностью и неповторимостью,

Слайд 19научных сотрудников, занимающиеся научной деятельностью;
средств научной деятельности (научным

оборудованием);
объектов научного труда;
информационного массива и соответствующие

условий для научной работы.

Научные учреждения

характеризуются наличием

Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества

Кандидат науки

Доктор науки

Ученая степень:

Доцент

Профессор

Ученое звание:

Член-корреспондент РАН

Академик РАН

научных сотрудников, занимающиеся научной деятельностью; средств научной деятельности (научным оборудованием); объектов научного труда; информационного массива и соответствующие

Слайд 20Научные отрасли
Архитектура (к. арх.)
Биологические науки (к. б. н.)
Ветеринарные науки (к.

в. н.)
военных науки (к. воен. н.)
географические науки (к. г. н.)
геолого-минералогические

науки (к. г.-м. н.)
искусствоведение (к. иск.)
исторические науки (к. и. н.)
культурология
медицинские науки (к. м. н.)
педагогические науки (к. п. н.)
политические науки (к. пол. н.)
психологические науки (к. псх. н.)
сельскохозяйственные науки (к. с.-х. н.)
социологические науки (к. соц. н.)
технические науки (к. т. н.)
фармацевтические науки (к. фарм. н.)
физико-математические науки (к. ф.-м. н.)
филологические науки (к. фил. н.)
философские науки (к. филос. н.)
химические науки (к. х. н.)
экономические науки (к. э. н.)
юридические науки (к. ю. н.)
Научные отраслиАрхитектура (к. арх.)Биологические науки (к. б. н.)Ветеринарные науки (к. в. н.)военных науки (к. воен. н.)географические науки

Слайд 21Фундаментальные исследования - получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие

системы накопленных знаний
Разработки - использование результатов прикладных исследований для создания

и отработки опытных моделей техники (машин, устройств, материалов, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники

Прикладные исследования - создание новых либо совершенствование существующие средств производства, предметов потребления и т.п.

Цель - открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий

Они составляют основу развития, как самой наукии, так и общественного производства.

Научные исследования

фундаментальные

прикладные

разработки

Фундаментальные исследования - получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы накопленных знанийРазработки - использование результатов прикладных

Слайд 22Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез)
2.

Планирование исследования
3. Проведение исследования
4. Интерпретация данных
5. Опровержение или неопровержение гипотезы

(гипотез)

6. В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез)

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:1. Выдвижение гипотезы (гипотез)2. Планирование исследования3. Проведение исследования4. Интерпретация данных5. Опровержение

Слайд 23Структура научно-исследовательской работы
Практика
Проблема
Теоретическое исследование
Экспериментальное исследование
Вопросы
Поиск
Гипотеза
Теория
Вопросы
Поиск
Гипотеза
Планирование эксперимента
Эксперимент
Модель
Теория
Практика
Оформление результатов

Структура научно-исследовательской работыПрактикаПроблемаТеоретическое исследованиеЭкспериментальное исследованиеВопросыПоискГипотезаТеорияВопросыПоискГипотезаПланирование экспериментаЭкспериментМодельТеорияПрактикаОформление результатов

Слайд 24Этапы научно-исследовательской работы
1
2
3
4
Идея
Определение проблемы
Формулировка гипотезы
Постановка задачи по сбору информации
Подготовительный этап
Сбор

информации (изучение документации, опрос, наблюдение)
Систематизация и хранение информации
Сбор и хранение

информации

Обработка информации

Анализ информации

Обработка информации

Прогнози-рование

Определение целей развития

Проверка достоверности результатов

Оценка результатов

Заключительный этап

Опровержение гипотезы

Принятие гипотезы

Представление результатов

Разработка рекомендаций

Синтез информации

Идея

Определение проблемы

Формулировка гипотезы

Постановка задачи по сбору информации

Этапы научно-исследовательской работы1234ИдеяОпределение проблемыФормулировка гипотезыПостановка задачи по сбору информацииПодготовительный этапСбор информации (изучение документации, опрос, наблюдение)Систематизация и хранение

Слайд 25Вопросы для подготовки и дискуссии
Что такое наука?
Чем наука отличается от

другие видов деятельности?
Каковы отличия науки от других форм познания?
В чем

заключаются основные характеристики современной науки
Раскройте структуру научных исследований
Что понимается под методологией науки?
В чем заключается роль и место практики в познании мира и в научном исследовании?

Вопросы для подготовки и дискуссииЧто такое наука?Чем наука отличается от другие видов деятельности?Каковы отличия науки от других

Слайд 26Дополнительный материал
QR-код:
QR-код:

Дополнительный материалQR-код:QR-код:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика