Слайд 1Автор:
Лих Лариса Викторовна
НАУЧНО-ФОНДОВАЯ
РАБОТА.
Слайд 2Изучение музейных предметов.
Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться
в отечественном музееведении в 1960-е гг.
Изучение музейных предметов состоит
из трех последовательных этапов:
атрибуция предметов
классификация и систематизация
интерпретация (истолкование).
Слайд 3Атрибуция предметов.
Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету
признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования.
Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и место создания и бытования предмета, его социальная, этническая, мемориальная принадлежность.
Слайд 4Определители представляют собой иллюстрированные издания, в которых выделены и описаны
признаки, присущие той или иной группе родственных предметов. Одни определители
описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.
Слайд 5Классификация и систематизация
Этап классификация и систематизация, призван установить взаимосвязи предметов.
Целью классификации является деление предметов на группы в соответствии со
всеми существенными признаками (общая классификация) или по одному из них (частная классификация). В зависимости от выбранного принципа это будет:
хронологическая (по времени создания или бытования предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов),
авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одному лицу),
тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.
Слайд 6интерпретация (истолкование).
В основе лежит синтез результатов атрибуции и систематизации, при
этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем
информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам, музейная ценность.
Слайд 7Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправленный, планомерный, процесс выявления
и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного
собрания.
В зависимости от методов различают
три основных вида
или способа комплектования:
Систематическое.
Тематическое.
Комплексное.
Слайд 8Систематическое комплектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, иными
словами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций.
Тематическое
комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Оно позволяет документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а также формировать и пополнять тематические коллекции.
Комплексное комплектование объединяет задачи систематического и тематического комплектования которое распространено главным образом в небольших музеях.
Слайд 9Формы комплектования музейных фондов
Закупки.
Дар.
Целевые заказы.
Командировки по комплектованию.
Экспедиции.
Слайд 10Документация.
Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они
предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным актом приема,
который подписывают владелец предмета и сотрудник музея. Одновременно записывается легенда предмета, которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы подвергаются экспертизе специалистов, дающих письменное заключение.
Слайд 11Этапы комплектования фондов:
Разрабатывается научная концепция
Составляется план комплектования
Подготовка к собирательской работе
Собирательская
работа
Предметы музейного значения вместе с сопутствующей документацией и отчетами предъявляются
фондово-закупочной комиссии, решением которой они включаются в фонды музея, то есть принимаются на постоянное хранение.
Слайд 12Учет музейных фондов
Учет музейных фондов является одним из основных направлений
фондовой работы. Его цель состоит в юридической охране музейных фондов
и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций. Учет фондов представляет собой непрерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются, ведется контроль за движением предметов и за их состоянием.
Слайд 13Этапы государственного учета музейных фондов :
первичная регистрация поступивших в
музей предметов.
инвентаризация, то есть научная регистрация музейных предметов.
Слайд 14Предметы вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда) или
в книгу учета научно-вспомогательных материалов по форме, определенной инструкцией.
Предметы,
поступившие в музей на временное хранение, вносятся в книгу поступлений во временное пользование.
Инвентаризация представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основного фонда. Осуществляется она при помощи книг научной инвентаризации — научных инвентарей.
Слайд 15Хранение музейных фондов
Оптимальные параметры температурно-влажностного режима
для металла — температура
+ 18 —20° С при относительной влажности до 50%;
для
стекла, эмали, керамики — соответственно + 12-20° С и 55-65%;
для поделочных камней, а также драгоценных и полудрагоценных + 15—18° С и 50 — 55%;
для дерева + 15-18° С и 50-60%;
для тканей+15-18° С и 55-65%;
для кожи, пергамента, меха +16—18° С и 50 — 60%;
для кости +14—15° С и 55 — 60%;
для бумаги + 17-19° С и 50-55%;
для живописи +12-18° С и 60 — 70%;
для черно-белой фотографии до +12° С и 40 — 50%;
для цветной фотографии до +5° С И40-50%.
Слайд 16Необходимо соблюдать:
световой режим.
биологический режим хранения.
защита от загрязнителей воздуха.
защита от механических
повреждений.
предупреждать возникновение экстремальных ситуаций
Слайд 17Упаковка и транспортировка музейных предметов
Возможность транспортировки конкретных предметов определяет реставрационный
совет или реставрационная комиссия. Реставраторы дают и рекомендации относительно особенностей
упаковки и транспортировки предметов.
Транспортировка осуществляется в соответствии с правилами, определенными нормативными документами. В каждый ящик вкладывается упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку, реставратором, упаковщиком.
Слайд 18Система хранения музейных фондов:
Раздельная.
Комплексная.
При раздельной системе хранения в одном,
изолированном помещении находятся предметы из одного материала или же нескольких
материалов, очень близких по нормативам хранения.
Комплексная система хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях.