Слайд 1Биология как учебный предмет и его место в системе школьного
биологического образования
Слайд 2
Сроки утверждения ФГОС второго поколения
общего образования
1. ФГОС начального
общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от
6 октября 2009 года №373
2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. № 1897
3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413
Слайд 3Компоненты ФГОС второго поколения
Требования к структуре основных образовательных программ, в
том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и
их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 11, п. 3).
Слайд 4Требования к структуре основной образовательной программы
Слайд 6Обязательные предметные области и учебные предметы (основная школа):
филология,
общественно-научные предметы
математика
и информатика
основы духовно-нравственной культуры народов России
естественно-научные предметы
искусство
технология
физическая культура и ОБЖ
Слайд 7Требования
к результатам освоения ООП
Метапредметные
Предметные
Личностные
Слайд 8Личностные требования к результатам освоения ООП
Слайд 9Метапредметные требования
к результатам освоения ООП
Слайд 10Предметные требования к результатам освоения ООП
Слайд 11Предметные результаты по биологии (ООО)
1) формирование системы научных знаний о живой
природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
Слайд 12Предметные результаты по биологии (ООО)
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Слайд 13Функции примерных программ:
информационно-методическая (позволяет получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета);
организационно-планирующая
(предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов).
Слайд 14Структура примерной
программы по биологии
Пояснительная записка (общая характеристика программы, структура
примерной программы, Место учебного предмета в учебном плане, общая характеристика
учебного предмета, цели биологического образования в основной школе)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (собственно ценностные ориентиры и результаты личностные, метапредметные и предметные)
Содержание основного общего образования по учебному предмету («Живые организмы», Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» с указанием перечня лабораторных и практических работ)
Примерное тематическое планирование (Вариант 1 и вариант 2)
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета
Слайд 15Содержательные линии в программе
по биологии
Многообразие и эволюция органического мира
Биологическая
природа и социальная сущность человека
Уровневая организация живой природы
Разделы
в программе
по биологии
Живые организмы
Человек и его здоровье
Общие биологические закономерности
Слайд 16Структура тематического планирования
Слайд 17В 2017-2018 уч. году обучение в 7-11 классах на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования РФ «об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. №1089 )
Слайд 18Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие:
обязательный минимум
содержания основных образовательных программ общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
уровень подготовки выпускников,
основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Слайд 19Структура государственного стандарта общего образования по биологии
Цели
Обязательный минимум
содержания основных образовательных программ
Требования к уровню подготовки выпускников
Слайд 20Содержательные блоки обязательного минимума содержания основных образовательных программ
Биология как наука.
Методы биологии
Признаки живых организмов
Система, многообразие и эволюция живой природы
Человек –
часть биосферы
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Слайд 21Требования
к уровню подготовки выпускников основной школы
Слайд 22В результате изучения биологии
в основной школе
ученик должен:
знать: …
уметь
находить: …
объяснять: …
проводить простые биологические исследования: …
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: …
Слайд 23Знать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;
биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека.
Слайд 24Из обязательного минимума содержания основных образовательных программ
Царства … растений ...
Из требований к уровню подготовки оканчивающих основную школу
Знать признаки
клеток и организмов растений; растений своего региона
Уметь находить в тексте учебника отличительные признаки растений, необходимую информацию о них в различных источниках и избирательно относиться к ней; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений; распознавать и описывать на таблицах растения
Слайд 25Из обязательного минимума содержания основных образовательных программ
Царства … растений ...
Из требований к уровню подготовки оканчивающих основную школу
разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения, сравнивать представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения, определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
Слайд 26Из обязательного минимума содержания основных образовательных программ
Царства …растений ...
Из
требований к уровню подготовки оканчивающих основную школу
Использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Слайд 27Структура примерной
программы по биологии (2004 г.)
Пояснительная записка (статус документа,
структура документа, общая характеристика программы, структура примерной программы, общая характеристика
учебного предмета, цели, место предмета в базисном учебном плане, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, результаты обучения)
Основное содержание (с указанием перечня демонстраций, лабораторных и практических работ)
Требования к уровню подготовки выпускников
Слайд 28 Концепция профильного обучения
на старшей ступени общего образования
утверждена Минобразования России приказом от 18.07.2002 г. №2783
Слайд 30Цель предпрофильной подготовки
Подготовить выпускника 9 класса
к осознанному выбору
дальнейшего жизненного пути.
Слайд 31Базовая модель
предпрофильной подготовки
в 9 классе
Компоненты
базовой модели
ППП
Информационная
работа
(0,5 часа)
Профориентационная
работа
(0,5 часа)
Элективы-9
(2 часа)
Слайд 32Информационная работа
Информирование учащихся и
их родителей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной
образовательной сети.
Одна из наиболее эффективных форм – «образовательная карта».
Слайд 33Профориентационная работа
Специально организованная деятельность, направленная на
оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов дальнейшего жизненного пути.
Основа – профориентационный курс, например: «Я и моя профессиональная карьера».
Слайд 35Общие требования к элективам-9
Набор курсов должен носить вариативный характер.
Ученик должен
иметь возможность менять наполнение ИУП элективами-9 как минимум 2
раза за учебный год.
Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Элективы-9 не должны дублировать предметы из федерального и регионального компонентов учебного плана.
Слайд 36Общие требования к элективам-9
Содержание элективных курсов должно не только включать
информацию, расширяющую сведения об учебных предметах, но и знакомить учеников
со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
Должны предусматривать использование современных образовательных технологий.
Должны способствовать созданию положительной мотивации обучения.
Должны иметь учебно-методическое обеспечение.
Слайд 37Виды курсов по выбору:
1.Межпредметные (ориентационные)
2. Предметно ориентированные
Слайд 38Задачи
межпредметных (ориентационных) курсов
Создать базу для ориентации учеников в мире
современных профессий.
Познакомить учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности,
соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.
Слайд 39Продолжительность межпредметных (ориентационных) курсов
8-16 часов
Слайд 40Задачи
предметно ориентированных курсов
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к
выбранному предмету.
Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на
повышенном уровне.
Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
Слайд 41Продолжительность предметно ориентированных курсов
16-35 часов
Слайд 42Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
школьника в определенный период его обучения. (А.А. Пинский)
Слайд 43Дополняет
традиционные
контрольно-оценочные
средства
Позволяет учитывать
результаты, достигнутые
учеником
в разнообразных видах
деятельности
ПОРТФОЛИО
Слайд 44 Цель среднего (полного) общего образования - формирование социально
грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и
обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Слайд 45 Профильное обучение - система специализированной подготовки в старших
классах, обеспечивающая обучающимся возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 46Профильное обучение позволяет:
создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения
индивидуальных образовательных программ;
обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
установить равный доступ
к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Слайд 47Учебные предметы
(третья ступень общего образования)
Базовые
общеобразовательные
Элективные
Профильные
общеобразовательные
Слайд 48 Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
(Федеральный
базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.)
Слайд 49Обязательные базовые общеобразовательные учебные предметы:
русский язык
литература
иностранный язык
математика
история
физическая культура
обществознание
естествознание
Слайд 50 Биология относится к учебным предметам, которые изучаются по
выбору.
Слайд 51 Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального
компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Слайд 52 Биология может изучаться на базовом или на профильном
уровне.
Слайд 54 Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по
выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Слайд 55Функции
элективных учебных предметов
«Надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный
профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
Развитие содержания одного
из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ.
Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Слайд 56Уровни
государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования
по биологии
Базовый
Профильный
Слайд 57Ведущие принципы отбора содержания
Базовый уровень
Культуросообразность
Ценностная направленность
Экологизация
Профильный уровень
Фундаментальность
Профессиональная направленность
Связь теории с
практикой
Слайд 58Ведущие идеи содержания
Базовый уровень
Идея системной и многоуровневой
организации живой природы.
«Живые системы – открытые, саморегулирующиеся
и самовоспроизводящиеся системы».
Профильный уровень
Идея системной организации биологической науки.
«Биология – система наук о живой природе».
Слайд 59Базовый уровень
Ознакомление с методами познания природы: проведение
наблюдений за экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений.
Профильный уровень
Ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке.