Слайд 3Самая крупная фугасная бомба весом в несколько сот килограммов упала
на Ботанический сад 15 ноября 1942 года.
Слайд 4Все тропические растения, а также коллекция экзотических пальм погибли.
Николая
Ивановича Курнакова
Слайд 5В Ленинградском ботаническом саду работа во время войны не прекращалась
ни на минуту. Ученые тратили тающие с каждым днем силы
на то, чтобы с помощью своих знаний и умений поддержать голодный Ленинград.
Слайд 6
Некоторые растения в оранжереях украшены георгиевскими ленточками – в знак
того, что растение пережило войну и блокаду.
В оранжерее
кактусов и суккулентов установлен памятный знак с надписью "Памяти сотрудников Сада, спасавших оранжерейные растения в тяжелые годы блокады Ленинграда". Знак установлен возле растущего у опорной стенки кактуса "Царица ночи».
Слайд 7Всероссийский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова (ВИР)
В осажденном Ленинграде шла
первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим
- по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди умирали от истощения.
А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами (ВИР) было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля.
Слайд 9Исаакиевская площадь вовремя блокады превратилась в капустное поле.
Слайд 10
22 ноября 1941 года начала действовать Дорога жизни.
Строительство ледовой
дороги через Ладогу - идея грандиозная даже для мирного времени,
особенно если учесть, что к 1941-му озеро было исследовано еще недостаточно.
Специалистами из Физико-технического института имени Иоффе поручили разработать правила движения по Дороге жизни. Им предстояло изучить возможности замерзшей воды как дорожного покрытия. Вскоре ученый Наум Рейнов изобрел специальный прибор - прогибограф, который мог регистрировать колебания льда. Было известно, что за первую неделю работы Дороги жизни под воду ушли сотни грузовиков. Теперь ученые могли объяснить, почему это произошло.
Слайд 11
Радио во время блокады играло особую роль. В первые
месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть
несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вощедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой.
Слайд 12
Ленинградский трамвай был переведен на военное положение еще до
начала осады города. Он стал основным видом транспорта — автомобили
на фронте, а сеть троллейбусов ещё невелика. Поэтому основная нагрузка пала именно на трамвай, который не только перевозил пассажиров, но и выполнял новые, продиктованные войной функции. Трамвай не редко доставлял солдат и боеприпасы прямо на передовую (на фронт на трамвае можно было доехать за 15-20 минут). Ряд конечных трамвайных станций оказался в зоне боевых действий. Около 20 трамвайных поездов, перевозивших пассажиров и раненых, застыли на рельсах. Вагоны так и простояли на линии до конца блокады - из них были возведены баррикады, помешавшие вражеским танкам прорваться к Ленинграду.