Разделы презентаций


Эколого-правовой режим охраны и использования недр и полезных ископаемых

Содержание

Правовые принципы принято подразделять на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые, например, принципы права о недрах и недропользовании) или группе смежных отраслей (межотраслевые, например, принципы природоресурсного права). Между

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Эколого-правовой режим охраны и использования недр и полезных ископаемых

Эколого-правовой режим охраны и использования недр и полезных ископаемых

Слайд 2Правовые принципы принято подразделять на свойственные праву в целом (общеправовые),

его отдельным отраслям (отраслевые, например, принципы права о недрах и

недропользовании) или группе смежных отраслей (межотраслевые, например, принципы природоресурсного права). Между тем основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. При этом принципами права выступают только те руководящие положения, которые уже воплотились в правовых нормах. Здесь уместно вспомнить классические высказывания С.С. Алексеева, который подчеркивал, что «те начала, которые не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принципами права».
Сегодня деятельность недропользователей в республике регулируется Конституцией, Законом «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года, Налоговым кодексом от 10 декабря 2008 года, другими законодательными актами и постановлениями правительства. Данная нормативно-правовая база позволяет выстраивать устойчивые и сбалансированные правовые отношения между государством и недропользователями, в том числе определяя права, обязанности, гарантии, правила и налогообложение.
Правовые принципы принято подразделять на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые, например, принципы права

Слайд 3В статье 5 ГК РК предусматривается возможность применения при наличии пробелов в

законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но

требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права). Эти требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из принципов доброжелательности, разумности и справедливости.
В статье 5 ГК РК предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла

Слайд 4Кроме общих принципов, присущих отраслям права, входящих в систему природоресурсного

права, у права о недрах и недропользовании есть и свои

специфические принципы, большинство из которых закреплено в законодательных актах. Такими специфическими принципами, присущими праву о недрах и недропользовании, являются: Кроме общих принципов, присущих отраслям права, входящих в систему природоресурсного права, у права о недрах и недропользовании есть и свои специфические принципы, большинство из которых закреплено в законодательных актах. Такими специфическими принципами, присущими праву о недрах и недропользовании, являются:
Кроме общих принципов, присущих отраслям права, входящих в систему природоресурсного права, у права о недрах и недропользовании

Слайд 5 Право недропользования — это прежде всего право владения и пользования

недрами в пределах контрактной территории, которое предоставляется недропользователю в соответствии

с законодательством. Предоставляется оно для ведения таких операций, как государственное геологическое изучение недр, разведка, добыча, совмещенная разведка и добыча, строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей [1]. Фактически охватывается весь спектр потенциально возможной деятельности по области использования недр страны в общественных и экономических интересах. Показательно, что на праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или землепользования. Все остальные виды операций по недропользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропользования. Права недропользования распространяются как на казахстанские, так и на иностранные физические и юридические лица, без применения ограничивающих одну из сторон правовых преференций по принципу национальной принадлежности. При этом недропользователи все же должны являться субъектами предпринимательской деятельности, за исключением лиц, осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд [

Права и правила

Право недропользования — это прежде всего право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории,

Слайд 6Согласно постановлению Правительства РК от 30 декабря 2010 года №

1456 «Об утверждении Правил предоставления права недропользования», в соответствии с

законом о недрах право недропользования предоставляется тремя способами: путем проведения конкурса, без проведения конкурса на основе прямых переговоров и на основании письменного разрешения уполномоченного органа или договора. Примечательно, что последний способ отсутствовал в прежних правилах. По новым правилам существенно изменен порядок определения победителя конкурса (если право на недропользование предоставляется путем проведения конкурса). Победитель конкурса определяется по итогам рассмотрения конкурсных предложений по размеру подписного бонуса и размеру расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры. Ранее условия были шире — победитель определялся по итогам рассмотрения конкурсных предложений по сроку начала и интенсивности проведения разведки или добычи, достижения рентабельности добычи и прибыльности проекта добычи; по предполагаемым размерам начальных, а также последующих платежей в бюджет; по размеру инвестиций, срокам и условиям финансирования проекта и капитальных вложений в развитие производственной и социальной инфраструктуры контрактных территорий; по соблюдению требований законодательства и нормативных актов по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Новыми правилами определено, что без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты на проведение операций по добыче с лицом, имеющим исключительное право на получение права недропользования на добычу в связи с принципами, установленными законодательно.

Права и правила

Согласно постановлению Правительства РК от 30 декабря 2010 года № 1456 «Об утверждении Правил предоставления права недропользования»,

Слайд 7 Согласно ст. 75 Закона РК «О недрах и недропользовании», недропользователь

наделяется достаточно широкими правами, в частности, самостоятельно совершать действия по

недропользованию в пределах предоставленной ему контрактной территории в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом; использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе минеральное сырье, если иное не предусмотрено контрактом либо законами Казахстана; передавать права или их часть другим лицам с соблюдением условий, установленных республиканским законодательством, и иное.

Обязанности и гарантии

Согласно ст. 75 Закона РК «О недрах и недропользовании», недропользователь наделяется достаточно широкими правами, в частности,

Слайд 81. Для проведения операций по недропользованию применяются следующие виды контрактов:
1)

о разделе продукции;
2) о концессии;
3) о подряде и возмездном оказании

услуг (сервисный контракт).
В зависимости от условий конкретных операций по недропользованию и других обстоятельств допускаются комбинированные и иные виды контрактов.
Заключение, исполнение, изменение или прекращение контракта производятся в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством Республики Казахстан.

Виды контрактов

1. Для проведения операций по недропользованию применяются следующие виды контрактов:1) о разделе продукции;2) о концессии;3) о подряде

Слайд 91. Контракт на разведку заключается на срок до шести лет.

Подрядчик имеет право на продление срока действия контракта при условии

исполнения подрядчиком обязательств, определенных контрактом рабочей программой и годовыми программами работ. Срок действия контракта может быть продлен дважды продолжительностью каждого периода до двух лет. Срок контракта на разведку может быть продлен, если подрядчик обратился за продлением срока не позднее трех месяцев до окончания срока действия контракта.
2. Контракт на добычу заключается на срок до двадцати пяти лет, а по месторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых - до сорока пяти лет. Срок контракта на добычу может быть продлен, если недропользователь обратился за продлением срока не позднее двенадцати месяцев до окончания срока действия контракта.
3. Контракт на совмещенную разведку и добычу заключается на срок, включающий срок разведки и добычи с учетом возможных сроков продления. При этом к продлению сроков применяются правила, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
4. При обнаружении полезного ископаемого подрядчик имеет право на продление срока действия контракта на период, необходимый для оценки коммерческого обнаружения.
5. Заявка о продлении срока действия контракта должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев со дня ее поступления в компетентный орган.

Срок контракта

1. Контракт на разведку заключается на срок до шести лет. Подрядчик имеет право на продление срока действия

Слайд 101. Проект контракта представляется недропользователем в течение семи месяцев с

момента принятия конкурсной комиссией решения о победителе конкурса. Компетентный орган

согласовывает условия контракта с недропользователем путем переговоров.
2. Проект контракта, согласованный сторонами в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, до его подписания подлежит в месячный срок следующим обязательным экспертизам: правовой, экологической, экономической и налоговой, по вопросам здравоохранения и санитарии, охраны недр, горного надзора, а также по наличию казахстанского содержания.
Экспертные заключения предоставляются соответствующими государственными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. После проведения необходимых экспертиз компетентный орган и недропользователь согласовывают окончательные условия контракта.
3. Контракт подлежит регистрации компетентным органом. Контракт вступает в силу с момента его регистрации, если иные более поздние сроки вступления контракта не оговорены в нем.
4. Порядок заключения контрактов определяется Правительством Республики Казахстан.
5. Заключение контракта является основанием для незамедлительного оформления земельного участка местными исполнительными органами в течение тридцати дней со дня обращения недропользователя. При этом пространственные границы оформляемого земельного участка ограничиваются территорией, фактически используемой недропользователем, с нарушением земной поверхности в пределах сроков фактического использования земельного участка.
6. Копия контракта в недельный срок после его регистрации в обязательном порядке направляется компетентным органом в уполномоченный орган по использованию и охране недр.
7. Неисполнение недропользователем принятых им при заключении контракта обязательств, в том числе по казахстанскому содержанию, влечет применение штрафов и пени, определенных в контракте.


Заключение и исполнение контракта

1. Проект контракта представляется недропользователем в течение семи месяцев с момента принятия конкурсной комиссией решения о победителе

Слайд 11. 1) при отказе подрядчика устранить причины, вызвавшие принятие решения

о приостановлении проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо

строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо при неустранении этих причин в срок, достаточный для их устранения;
2) при непринятии недропользователями мер, предусмотренных статьей 70 настоящего Закона;
3) в случае невозможности устранения причин, вызвавших приостановление операций по недропользованию, в соответствии с пунктом 4 статьи 45-1 настоящего Закона;
4) в случае существенного нарушения подрядчиком обязательств, установленных контрактом либо программой работ;
5) в случае признания подрядчика банкротом в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, за исключением случая, когда право недропользования является предметом залога в соответствии с настоящим Законом.
2. Компетентный орган вправе до принятия соответствующего решения о расторжении контракта потребовать незамедлительного прекращения проведения операций по недропользованию путем направления уведомления подрядчику, а подрядчик обязан незамедлительно исполнить такое требование.
3. Стороны могут прекратить действие или изменить условия контракта только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан и контрактом.
4. Стороны не освобождаются от исполнения текущих обязательств, которые остались не исполненными к моменту прекращения действия контракта или изменения его условий.
5. Прекращение действия контракта не освобождает недропользователя от исполнения обязательств по восстановлению контрактной территории до безопасного для здоровья и жизни населения и окружающей среды состояния в соответствии с проектом ликвидации, утвержденным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Компетентный орган вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:

. 1) при отказе подрядчика устранить причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении проведения разведки, добычи, совмещенной разведки

Слайд 12В соответствии с Законом РК «О недрах и недропользловании» данный

кадастр ведется для обеспечения разработки республиканских и региональных программ геологического

изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.
Кадастр содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, горногеологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
В кадастре также содержатся сведения об участках недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых в целях, не связанных с их добычей и лицензиях на пользовании недрами.
Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, содержащий сведения о:
-количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезного ископаемых по месторождениям, имеющим промышленного значение;
-размещении и степени промышленного освоения, добыче, потерях;
- обеспеченности промышленными разведанными запасами полезных ископаемых на основе их классификации.
Запасы полезного ископаемого и его качество являются двумя фундаментальными параметрами, на которых основываются все расчеты эффективности проекта освоения месторождения. Это определяется тем, что годовые доходы от реализации проекта прямо зависят от величины запасов, содержаний полезных компонентов в руде и других параметров месторождения.

Кадастр недр и полезных ископаемых представляет собой свод унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых.

В соответствии с Законом РК «О недрах и недропользловании» данный кадастр ведется для обеспечения разработки республиканских и

Слайд 131) охрану жизни и здоровья населения;
2) рациональное и комплексное использование

ресурсов недр;
3) сохранение естественных ландшафтов и рекультивацию нарушенных земель, иных

геоморфологических структур;
4) сохранение свойств энергетического состояния верхних частей недр с целью предотвращения землетрясений, оползней, подтоплений, просадок грунта;
5) обеспечение сохранения естественного состояния водных объектов.

Охрана недр и окружающей среды включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на:

1) охрану жизни и здоровья населения;2) рациональное и комплексное использование ресурсов недр;3) сохранение естественных ландшафтов и рекультивацию

Слайд 14Проведение операций по недропользованию
пределах предохранительной зоны
1. Недропользователь, осуществляющий операции по

недропользованию в пределах предохранительной зоны, обязан проводить данные операции по

недропользованию таким образом, чтобы исключить либо максимально снизить Загрязнение моря в случае подъема уровня вод.
2. Недропользователь, осуществляющий операции по недропользованию в пределах предохранительной зоны, несет ответственность за ущерб и убытки, нанесенные окружающей среде либо физическим или юридическим лицам в случае Загрязнения моря в результате проводимых операций по недропользованию и подъему уровня вод, вне зависимости от наличия вины такого недропользователя.

Проведение операций по недропользованиюпределах предохранительной зоны1. Недропользователь, осуществляющий операции по недропользованию в пределах предохранительной зоны, обязан проводить

Слайд 151. Государственный контроль за охраной недр осуществляется уполномоченным органом по

использованию и охране недр.
2. Задачей государственного контроля за охраной недр

является обеспечение контроля за соблюдением недропользователями законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании и установленного порядка пользования недрами.
3. Государственный контроль за охраной недр включает:
1) государственный мониторинг по охране и использованию недр;
2) контроль за соблюдением лицензионно-контрактных условий, относящихся к области использования и охраны недр, обеспечивающий вскрытие, подготовку и выемку запасов, исключающий выборочную отработку богатых участков месторождения, полноту опережающего геологического изучения недр, соблюдение проектных решений при проведении операций по добыче, а также при консервации и ликвидации объектов недропользования;
3) контроль за достоверностью учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и их потерь при добыче;
4) контроль за сохранностью недр от загрязнения, обводнения, пожаров и техногенных процессов, приводящих к порче месторождения и окружающей среды.

Государственный контроль за охраной недр

1. Государственный контроль за охраной недр осуществляется уполномоченным органом по использованию и охране недр.2. Задачей государственного контроля

Слайд 16В ранее действовавшем Кодексе Республики Казахстан о недрах и переработке

минерального сырья предусматривались ссылки на такие виды ответственности, как уголовная,

административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная. В действующем же законе имеется отсылочная статья, по которой лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан
В ранее действовавшем Кодексе Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья предусматривались ссылки на такие виды

Слайд 17Гражданско-правовая ответственность - это один из видов ответственности, который способен

оказать наибольшее влияние на эффективность пользования недрами в современных условиях.
Данный

вид ответственности в основном выступает в форме возмещения убытков и уплаты неустойки.
Но гражданская ответственность наступает по нормам гражданского законодательства, в то время как материальная ответственность - по нормам трудового законодательства.
В современных условиях незаслуженно недооцениваются важность и значимость материальной ответственности как средства обеспечения рационального и комплексного использования недр. В условиях рынка материальная ответственность рабочих и служащих, так же как и дисциплинарная ответственность, могут оказаться гораздо более эффективными, чем другие виды юридической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность - это один из видов ответственности, который способен оказать наибольшее влияние на эффективность пользования недрами

Слайд 18Дисциплинарная ответственность в сфере недропользования предполагает совершение дисциплинарного проступка в

области отношений по пользованию и охране недр. В качестве дисциплинарного

проступка следует признать неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих трудовых функций и обязанностей по рациональному и комплексному использованию и охране недр.
Дисциплинарная ответственность в сфере недропользования предполагает совершение дисциплинарного проступка в области отношений по пользованию и охране недр.

Слайд 19Административная ответственность в области природопользования призвана пресечь действия, наносящие вред

природе при их возникновении, то есть на той стадии, когда

неправомерная деятельность не переросла в уголовно наказуемое деяние и не нанесла обществу (природе) ущерб, предполагающий более жесткие меры реагирования.
В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (КоАП РК) закреплены 17 административных правонарушений в области использования и охраны недр.

Административная ответственность в области природопользования призвана пресечь действия, наносящие вред природе при их возникновении, то есть на

Слайд 20В обеспечение рационального и комплексного использования недр национальными и иностранными

инвесторами немаловажное значение имеет уголовная ответственность.
Уголовная ответственность всегда связана с

государственным принуждением (предполагает возникновение охранительного правоотношения, в котором одна сторона (преступник) обязана подчиниться требованиям другой стороны (государства в лице его органов); наряду с этим уголовная ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть (лишению определенных благ - объективное свойство ответственности, реакция государства на вред, причиненный преступником).
Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года содержит две статьи, специально посвященные нарушениям в области пользования недрами и их охраны: ст. 245 (нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ) и ст. 286 (нарушение правил охраны и использования недр).
В обеспечение рационального и комплексного использования недр национальными и иностранными инвесторами немаловажное значение имеет уголовная ответственность.Уголовная ответственность

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика