Разделы презентаций


История России. 9 класс Духовная жизнь в 30-е гг

Содержание

Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в. Социалистический реализм, соцреализм  — основной художественный метод, использовавшийся в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История России . 9 класс
Духовная жизнь в 30-е гг.

История России . 9 классДуховная жизнь в 30-е гг.

Слайд 2 Культурная революция в СССР - коренной переворот в

духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX

в.

Социалистический реализм, соцреализм  — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССР, начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой

Расширяем словарный запас

Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в

Слайд 3Проблемный вопрос урока
Можно ли утверждать, что культурная революция в СССР

носила противоречивый характер?

Проблемный вопрос урокаМожно ли утверждать, что культурная революция в СССР носила противоречивый характер?

Слайд 4I. Образование

I. Образование

Слайд 5К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место

в мире по числу учащихся и студентов.
Развитие образования
Начальные школы
Средние школы
Количество

учителей в них

Вузы и техникумы

1914

1940

1927

106 000

1 200

347 000

12 000

119 000

4 600

1 216 000

65 000

192 000

4 000

231 000

400

Проанализируйте статистические данные и сделайте вывод.

К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.Развитие

Слайд 61930/31 учебный год -начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению

в объеме 4 классов.
1937 г. – введение обязательного семилетнего

обучения.
Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.

Развитие образования

1936 г. Первый десятилетний выпуск Звенигородской школы.

1938-1939 уч. год.
Начальная школа

1930/31 учебный год -начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. 1937 г. –

Слайд 7Развитие образования
В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы

обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина

и целый ряд наказаний вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

Развитие образованияВ школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание,

Слайд 8Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие

педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие
Развитие образования
Всю систему

народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу. «Единая» школа – школа, одинаково доступная для всех слоев населения.

«Воспитание - легкое дело».
Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы.
В 1936 г. возглавляет  колонию им. Горького под Киевом.

А. С. Макаренко

Н.К. Крупская

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и

Слайд 9образование
К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет

составил по РСФСР 89.7%;
грамотность мужчин составляла 96 %, женщин –

83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;
образованиеК концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%;грамотность мужчин составляла 96

Слайд 10II. Наука

II. Наука

Слайд 11Наука. «все науки носят политический характер…»
Большое значение придавалось

деятельности Российской Академии наук;

были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук,

горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;


В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки.

к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников;

Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране;
   
В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

Наука.  «все науки носят  политический характер…»Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук;были созданы новые научно-исследовательские

Слайд 12Власть и наука
Сталин заявил, что все науки, в том числе

естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением

ученых травили в печати, арестовывали.
Появилась новая отрасль исторической науки - история партии.
«Краткий курс ВКП(б)» -часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, но каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.
Власть и наукаСталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных

Слайд 131938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)»
Сталин берет под

личный контроль учебники по истории;
Появляется новая отрасль исторической науки –

история партии;
Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

Особое внимание власть уделяла истории

1938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)»Сталин берет под личный контроль учебники по истории;Появляется новая отрасль

Слайд 14Научные достижения
Т.Д. Лысенко
Н.И. Вавилов
Группа биологов и философов во главе с

Т.Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки

советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них были репрессированы, в том числе и Н.И. Вавилов.
Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных органов, сумели достичь заметных успехов.

С. И. Вавилов — основатель научной школы физической оптики в СССР

А. Ф. Иоффе – изучение физики кристаллов и полупроводников 

П. Л Капица- исследования в области микрофизики

И. В. Курчатов – исследования атомного ядра

Научные достиженияТ.Д. ЛысенкоН.И. ВавиловГруппа биологов и философов во главе с Т.Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее

Слайд 15Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»;

Многие из

советских генетиков впоследствии были расстреляны.

Н.И.Вавилов – Т.Д. Лысенко
Т.Лысенко на сессии

ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»
Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»;Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны.Н.И.Вавилов – Т.Д.

Слайд 16В 30-е годы на основе
научных изысканий
академика С.В.Лебедева
в

Советском Союзе впервые
в мире было организовано
массовое производство
синтетического

каучука.

Труды А.Ф.Иоффе
заложили основы
современной физики полупроводников.

В 1937 году четверо
исследователей:
И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель,
Е.А.Федоров и П.П.Ширшов
- высадились в Арктике
и открыли там первую в мире
исследовательскую
дрейфующую станцию "СП-1".

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано

Слайд 17С.И.Вавилов
российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики

и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР.
Игорь Васильевич

Курчатов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР.

Л. И. Мандельштам
совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

С.И.Вавиловроссийский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики

Слайд 18III. Изобразительное Искусство

III. Изобразительное Искусство

Слайд 19Социалистический реализм
направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х

гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с

задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма».

Жизнь отображается не такой, какая она на самом деле, а такой, какая она должна быть при социализме.

Советское искусство
в 30-е годы

Социалистический реализмнаправление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг.

Слайд 20Социалистический реализм. Советский кинематограф
Социалистический реализм, соцреализм  официально
одобрен с 1932

года партийными органами в литературе
и искусстве.
описывать реальность
«точно, в

соответствии с
конкретным историческим
революционным развитием».
2. согласовывать свое
художественное выражение с
темами идеологических
реформ и воспитанием
трудящихся в
социалистическом духе.

Мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме

Социалистический реализм. Советский кинематографСоциалистический реализм, соцреализм  официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве.

Слайд 21Музыкальное и изобразительное искусство
Верность социалистическому реализму должны были
демонстрировать и

мастера изобразительного искусства
Б.Иогансон.
Допрос коммунистов. 1933.
Александр Дейнека.
Будущие летчики.

1938.

М. Греков. Трубачи Первой Конной армии. 1934

М. Нестеров. Портрет академика И. П. Павлова. 1935

Музыкальное и изобразительное искусствоВерность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусстваБ.Иогансон. Допрос коммунистов. 1933. Александр

Слайд 22Живопись – социалистический реализм
«Допрос коммунистов»
«Рабфак идёт» («Вузовцы»)
Б.Иогансон

Живопись – социалистический реализм«Допрос коммунистов»«Рабфак идёт» («Вузовцы»)Б.Иогансон

Слайд 23А.Дейнека
Ю.Пименов
«Будущие лётчики»
«Новая Москва»

А.ДейнекаЮ.Пименов«Будущие лётчики»«Новая Москва»

Слайд 28I. Кинематограф

I. Кинематограф

Слайд 29 Социалистический реализм. Советский кинематограф
«Пока народ безграмотен, из всех искусств

важнейшими для
нас являются кино и цирк»

В.И. Ленин

«Путёвка в жизнь» - первый советский звуковой художественный фильм. Премьера состоялась 1 июня 1931 г.
«Чапаев» - фильм 1934 г, рассказывающий о легендарном военачальнике времён Гражданской войны.
В этот же период закладываются
традиции советского детского и
юношеского кинематографа.

«Тимур и его команда»

Социалистический реализм. Советский кинематограф «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими длянас являются кино и

Слайд 30Кинематограф
Режиссёры
братья Васильевы


КинематографРежиссёрыбратья Васильевы

Слайд 31Режиссёры – Г.М.Козинцев,

Л.З.Трауберг


Актёр -
Б.Чирков


Режиссёры – Г.М.Козинцев,            Л.З.ТраубергАктёр -Б.Чирков

Слайд 32Режиссёр – Е.Л.Дзиган
Режиссёр – Л.Луков
актёры – Б.Андреев,
П.Алейников

Режиссёр – Е.Л.ДзиганРежиссёр – Л.Луковактёры – Б.Андреев,П.Алейников

Слайд 33Режиссёр –
Н.В.Экк

Режиссёр – Н.В.Экк

Слайд 34режиссёр –
Г.Александров
актриса –
Л.Орлова

режиссёр – Г.Александровактриса – Л.Орлова

Слайд 35 Социалистический реализм. Советский кинематограф
Любимым жанром стали исторические картины. Они

лучше, нежели
любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы,
созданию определенного

психологического состояния общества
Социалистический реализм. Советский кинематографЛюбимым жанром стали исторические картины. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю

Слайд 36актёр – М.Жаров
режиссёр - И.Пырьев

актёр – М.Жароврежиссёр - И.Пырьев

Слайд 37режиссёр – С.Эйзенштейн
«Александр Невский»
режиссёр – В. Пудовкин

режиссёр – С.Эйзенштейн«Александр Невский»режиссёр – В. Пудовкин

Слайд 38Союзмультфильм
?

Союзмультфильм?

Слайд 39I. Музыка

I. Музыка

Слайд 40 Музыкальное и изобразительное искусство
Музыкальная жизнь страны в 30-е гг.

связана с именами
С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,
Т. Хренникова,

Д. Кабалевского, И. Дунаевского.

Д. Кабалевский

И. Дунаевский

Т. Хренников

Музыкальное и изобразительное искусствоМузыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича,

Слайд 41I. Скульптура

I. Скульптура

Слайд 42Музыкальное и изобразительное искусство
В 30-е г г значительное внимание уделялось

развитию всех видов
монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину,
руководителям партии и

государства, революционерам и героям
Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным
атрибутом городской жизни

Памятник Ленину. 1989 г.

Установка памятника
Ленину в 1926 г

Санаторий «Звенигород». 1950-е гг.

Памятник Сталину на территории стадиона. 1950-е гг.

Музыкальное и изобразительное искусствоВ 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видовмонументального искусства. Монументы Ленину, Сталину,

Слайд 43 Музыкальное и изобразительное искусство
«Рабочий и колхозница» —
выдающийся памятник
монументального

искусства,
«идеал и символ советской эпохи»,
представляющий собой динамичную
скульптурную

группу из двух
фигур с поднятыми над головами 
серпом и молотом. Автор — 
Вера Мухина. Монумент был создан
для советского павильона на
 Всемирной выставке в Париже
 в 1937 г.  
Музыкальное и изобразительное искусство«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий

Слайд 44В.Мухина
«Рабочий и колхозница»
Скульптура - монументализм
«Девушка с веслом»
И.Шадр

В.Мухина«Рабочий и колхозница»Скульптура - монументализм«Девушка с веслом»И.Шадр

Слайд 45I. Архитектура

I. Архитектура

Слайд 46Архитектура – советский монументализм («сталинский ампир»)
Здание военного наркомата
Л.Руднев
Проект Дворца Советов
Б.Иофан

Архитектура – советский монументализм («сталинский ампир»)Здание военного наркоматаЛ.РудневПроект Дворца СоветовБ.Иофан

Слайд 47Л.Савельев, О.Стапран
Гостиница Моссовета («Москва»)
Я. Чернихов
Московский метрополитен

Л.Савельев, О.СтапранГостиница Моссовета («Москва»)Я. ЧерниховМосковский метрополитен

Слайд 48Выдающимся сооружением явился мавзолей Ленина, построенный в 1930 г. по

проекту архитектора А. Щусева. Сочетание тёмно-красного гранита и чёрного лабрадора

придало архитектурным формам чёткость, строгость и торжественность. Гранитный барельеф Герба СССР в интерьере выполнен  скульптором И. Д.Шадром.
Выдающимся сооружением явился мавзолей Ленина, построенный в 1930 г. по проекту архитектора А. Щусева. Сочетание тёмно-красного гранита

Слайд 49Станция «Комсомольская»
Станция «Комсомольская»
Сокольники
15 мая 1935 г.— открытие первого участка Московского

метрополитена. В составе пускового участка длиной 11,2 км открылось 13 станций.

 

Станция «Красные ворота»

Станция «Маяковская»

Станция «Комсомольская»Станция «Комсомольская» Сокольники15 мая 1935 г.— открытие первого участка Московского метрополитена. В составе пускового участка длиной 11,2 км

Слайд 50Идея сооружения в столице здания, способного стать символом «грядущего торжества

коммунизма», появилась в 20-х годах. Дворец Советов было решено построить

на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году.

Дворец Советов. Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934

Идея сооружения в столице здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась в 20-х годах. Дворец Советов

Слайд 51Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием,
монументальностью, тяготением к

традициям неоклассицизма
Жилой дом на Котельнической набережной
Жилой дом на Малой

Никитской

Гостиница"Москва"

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Жилой дом на Котельнической набережнойЖилой

Слайд 52I. Литература

I. Литература

Слайд 53Литература
У истоков этой организации стоял М. Горький. После его смерти в

1936 г. председателем стал А. А. Фадеев, остававшийся на этом посту на

протяжении всей сталинской эпохи.

Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП.

В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом.

А. А. Фадеев

ЛитератураУ истоков этой организации стоял М. Горький. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев, остававшийся на

Слайд 54Литература
Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура
оказали влияние на общий уровень

массовой литературной
продукции.
В 1931 г. вернулся
на родину М. Горький. Здесь

закончен роман «Жизнь Клима Самгина», написаны пьесы «Егор Булычёв и другие».

Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый» явился одним из лучших образцов этого жанра в советской литературе. трилогия «Хождение по мукам», посвящена революционным событиям 1917 г. и Гражданской войны.

ЛитератураСтрогий партийный диктат и всеобъемлющая цензураоказали влияние на общий уровень массовой литературнойпродукции.В 1931 г. вернулся на родину

Слайд 55Литература
М.А. Шолохов
«Бороться и искать, найти и не сдаваться»
В.А. Каверин
А.П. Платонов
«Читайте,

читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни

одной капли драгоценного содержания книг!..» 

К.Г. Паустовский

ЛитератураМ.А. Шолохов«Бороться и искать, найти и не сдаваться»В.А. КаверинА.П. Платонов«Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы

Слайд 56Литература
Тридцатые годы - время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских

людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.
А. П. Гайдар
С. В. Михалков
Л. А. Кассиль
 К. И. Чуковский
В огоньках Звенигород Над Москвой-рекой. Не село, не пригород

— Городок такой. 
ЛитератураТридцатые годы - время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.А. П. ГайдарС. В. МихалковЛ. А. Кассиль К. И. ЧуковскийВ огоньках Звенигород Над

Слайд 57Культурная революция в СССР
Цели
Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной
Создание государственной

системы образования, обеспечение всеобщего начального образования
Формирование советской интеллигенции
Утверждение принципов социалистического

реализма в литературе и искусстве

Унификация духовной жизни, отсечение всего, что не несёт идеологической нагрузки

Наличие в стране 14 млн. представителей интеллигенции

Ликвидация неграмотности населения, идеологическая направленность образования

Моноидеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры

Социальные последствия

Использование достижений фундаментальной науки в интересах ВПК, идеологизация научных исследований

Развитие науки и техники

Культурная революция в СССРЦелиУтверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственнойСоздание государственной системы образования, обеспечение всеобщего начального образованияФормирование советской

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика