Разделы презентаций


Лекции 10-11 Менеджмент XXI века

Содержание

Зато тот, кто откладывает их решение на потом, останется позади и, возможно, никогда не сможет наверстать упущенное»Питер Друкер «Тот, кто сегодня работает над проблемами завтрашнего дня и таким образом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вопросы

1. Проблемы менеджмента в настоящее время
2. Ошибочность некоторых

устоявшихся в менеджменте представлений
3. Четыре важных социально-политических изменения, влияющих

на менеджмент

Лекции 10-11 Менеджмент XXI века

Вопросы 1. Проблемы менеджмента  в настоящее время 2. Ошибочность некоторых устоявшихся в менеджменте представлений 3. Четыре

Слайд 2 Зато тот, кто откладывает их решение на потом, останется

позади и, возможно, никогда не сможет наверстать упущенное»
Питер Друкер
«Тот,

кто сегодня работает над проблемами завтрашнего дня и таким образом подготавливает себя и свою организацию к новым задачам, в недалёком будущем займёт лидирующее положение.
Зато тот, кто откладывает их решение на потом, останется позади и, возможно, никогда не сможет наверстать

Слайд 3• Эффективность стратегий
• Методы управления
• Управление человеческими ресурсами
• Творческий подход

к работе
• Коллективный труд
• Внедрение новых технологий
Проблемы менеджмента в настоящее

время

1

• Эффективность стратегий• Методы управления• Управление человеческими ресурсами• Творческий подход к работе• Коллективный труд• Внедрение новых технологийПроблемы

Слайд 4 Это означает, что необходимо кардинальное изменение политических и экономических

стратегий, выработанных на протяжении последнего десятилетия
Большинство проблем обусловлено стремительным

изменением всей современной жизни

«Общественные институты и частные лица должны будут принципиально изменить свои представления по целому ряду вопросов» Питер Друкер

Это означает, что необходимо кардинальное изменение политических и экономических стратегий, выработанных на протяжении последнего десятилетия Большинство

Слайд 6 1. Менеджмент – это менеджмент бизнеса
2. Существует (должна

существовать) одна правильная организационная структура
3. Существует (должен существовать) один

правильный способ управления персоналом

Ошибочность некоторых устоявшихся в менеджменте представлений

2

1. Менеджмент – это менеджмент бизнеса 2. Существует (должна существовать) одна правильная организационная структура 3. Существует

Слайд 7 Визитная карточка Ф. Тейлора:
«Консультант по вопросам менеджмента»

Он нарочно избрал этот термин, чтобы подтолкнуть клиентов к

осознанию того, что предлагается нéчто абсолютно новое
В качестве примера «научного менеджмента» в своём докладе Конгрессу США в 1912 г. он привёл клинику Вильяма Мейо в Рочестере
«Благо пациента – вот наш главный интерес»

Начало практичечскому применению теории менеджмента было положено в государственных и общественных организациях

2.1

Визитная карточка Ф. Тейлора: «Консультант по вопросам менеджмента»  Он нарочно избрал этот термин, чтобы

Слайд 8 Первая должность, соответствующая термину «менеджер», – невыборное должностное

лицо «управляющий городом»
Первое осознанное применение “принципов управления Тейлора” произошло в

процессе преобразования армии США в 1901 г. при Т. Рузвельте министром обороны Элиу Рутом

Интерес к менеджменту и его изучение начались после появления крупных организаций – коммерческих компаний, государственных учреждений, больших регулярных армий
Все они возникли в конце XIX в.

Первая должность, соответствующая термину «менеджер», – невыборное должностное лицо «управляющий городом»Первое осознанное применение “принципов управления

Слайд 9 Менеджмент в общественном секторе был «переименован» в «государственное управление»

и объявлен отдельной самостоятельно изучаемой дисциплиной
Толчком к размежеванию понятий менеджмента

вообще и менеджмента бизнеса произошло во время Великой депрессии с её враждебным отношением к коммерции и презрением к бизнесу

«Политическая корректность» потребовала отказа от слова «менеджмент»

Менеджмент в общественном секторе был «переименован» в «государственное управление» и объявлен отдельной самостоятельно изучаемой дисциплинойТолчком к

Слайд 10 Менеджмент не есть только менеджмент бизнеса
Точно также, как

медицина не сводится к акушерству
Благодаря успехам менеджмента бизнеса в

США в период Второй мировой войны он стал заново востребованным и превратился в отрасль науки

В настоящее время многие «бизнес-школы» переименовываются в «школы менеджмента»

Порядка 90% проблем любых организаций одинаковы

Менеджмент не есть только менеджмент бизнеса Точно также, как медицина не сводится к акушерству Благодаря успехам

Слайд 11 В XX веке бизнес не был сектором роста

в развитых странах. Он неуклонно сдавал свои позиции в качестве

рабочих мест и средств к существованию

Менеджмент не следует отождествлять с менеджментом бизнеса

Сектор роста развитого общества в XXI веке почти наверняка не будет связан с бизнесом

Рост приходился на «некоммерческие» сферы – работу в государственном секторе, здравоохранение, образование

В XX веке бизнес не был сектором роста в развитых странах. Он неуклонно сдавал свои

Слайд 12О существовании единственно правильного типа организационной структуры
Анри Файоль (1841-1925) глава

горно-металлургической компании Comambault «Общее и промышленное управление» 1916 г.
Джон Рокфеллер-старший

(1839-1937)

Эндрю Карнеги (1835-1919)

Дж. Морган (1838-1913)

Классическая теория организации строится на представлении о том, что все учреждения по своей сути одинаковы и должны быть одинаково организованы

2.2

О существовании единственно правильного типа организационной структуры Анри Файоль (1841-1925) глава горно-металлургической компании Comambault «Общее и промышленное

Слайд 13После Первой мировой войны стало ясно, что иерархическая структура А.

Файоля (и Э. Карнеги) не является единственно правильным типом организации
К

этому пришёл сначала Пьер Дюпон (1870-1954), а затем и Альфред Слоун (1875-1966) ген. дир. General Motors с 1921 г.
После Первой мировой войны стало ясно, что иерархическая структура  А. Файоля (и Э. Карнеги) не является

Слайд 14 Организационная структура служит для решения определённых задач в определённых

условиях и в определённое время
Организационная структура – не самоцель Это

инструмент, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда работников
Организационная структура служит  для решения определённых задач  в определённых условиях и  в определённое

Слайд 15 Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а

отдаёт приказы
Во время спасения корабля каждый должен подчиняться приказам

без препирательств и точно знать, куда бежать и что делать

«Иерархия и её абсолютное признание каждым членом организации – единственная надежда на спасение в кризисной ситуации»

Питер Друкер

С одной стороны

Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а отдаёт приказы Во время спасения корабля каждый

Слайд 16 Управление иностранными валютами требует полной централизации
Ни одному

из подразделений предприятия нельзя предоставлять возможность самостоятельно управлять иностранными валютными

ресурсами

Ещё пример

Управление иностранными валютами требует полной централизации  Ни одному из подразделений предприятия нельзя предоставлять возможность самостоятельно

Слайд 17 Подразделениям, обслуживающим конечного потребителя (особенно в области высоких

технологий) требуется повышенная свобода
С другой стороны
Каждый из работников, обслуживающих

индивидуальных клиентов, должен быть «боссом», а все остальные служащие организации должны работать «на него» (под его руководством)

И всё же

Подразделениям, обслуживающим конечного потребителя  (особенно в области высоких технологий) требуется повышенная свободаС другой стороны

Слайд 18 Георг Сименс (1839-1901) один из основателей (1870) Deusche

Bank
спас идущую ко дну компанию Siemens Electric, основанную

его двоюродным братом, электротехником и промышленником Вернером Сименсом (1816-1892)
Он несколько видоизменил концепцию организаци-онных структур, разработанную его другом А.Файолем (подход Сименса актуален и сейчас)
Георг Сименс создал «команду равноправных партнёров», каждый из которых является экспертом в своей области и практически самостоятельно работает в рамках определённой ему функции; вся группа вместе выбирает спикера, который выполняет роль не «босса», а «лидера»
Георг Сименс (1839-1901) один из основателей (1870) Deusche Bank  спас идущую ко дну

Слайд 191. Организация должна быть прозрачной
2. В организации должно быть лицо,

принимающее конечное решение (в сфере своей компетенции)
3. Каждый сотрудник должен

иметь только одного непосредственного начальника
4. Количество иерархических уровней должно быть минимально

Принципы организации (общие)

Принципы не указывают, что нада делать Они подсказывают, чего следует избегать

1. Организация должна быть прозрачной2. В организации должно быть лицо, принимающее конечное решение  (в сфере своей

Слайд 20 Вместо поисков единственного правильного типа организации необходимо выявлять,

выстраивать и проверять на практике организационные структуры, которые соответствуют поставленным

целям

Миссия организации

Стратегия (цели)

Организационная структура

Вместо поисков единственного правильного типа организации необходимо выявлять, выстраивать и проверять на практике организационные структуры,

Слайд 21Организационные структуры должны соответствовать поставленным задачам
Всякой самостоятельной организации требуется несколько

типов организационных структур, существующих параллельно
Выводы

Организационные структуры должны соответствовать поставленным задачамВсякой самостоятельной организации требуется несколько типов организационных структур, существующих параллельноВыводы

Слайд 22О существовании единственно правильного способа управления персоналом
Дуглас Мак-Грегор (1906-1964)

Теория «X» – старый подход, теория «Y» – новый (1960

г.)

Абрахам Маслоу (1908-1970)

Иерархия потребностей (1962 г.)
Разные люди требуют разного подхода и разного стиля управления

2.3

О существовании единственно правильного способа управления персоналом 	Дуглас Мак-Грегор (1906-1964)  Теория «X» – старый подход,

Слайд 23 Работников, даже занимающих невысокие должности, следует воспринимать не как

подчинённых, а скорее как «специалистов», возможно как «помощников»,
Они

знают о своей работе больше, чем их начальник
Работников, даже занимающих невысокие должности, следует воспринимать не как подчинённых, а скорее как «специалистов», возможно как

Слайд 24 Всё чаще подчинёнными эффективнее управлять как «партнёрами»
Партнёрство исключает укоренившееся

понимание термина «управление», поскольку предполагает равенство участников
Партнёры не могут приказывать

друг другу
Они могут лишь убеждать друг друга
Всё чаще подчинёнными эффективнее управлять как «партнёрами»Партнёрство исключает укоренившееся понимание термина «управление», поскольку предполагает равенство участниковПартнёры

Слайд 25В современных условиях взаимоотношения начальника и подчинённых больше напоминают взаимоотношения

дирижёра оркестра и музыкантов, а не традиционную схему «я начальник,

ты дурак»

Руководитель организации, как правило, не в состоянии выполнить работу подчинённого, так же как дирижёр оркестра не обязан уметь играть на всех инструментах

В современных условиях взаимоотношения начальника и подчинённых больше напоминают взаимоотношения дирижёра оркестра и музыкантов, а не традиционную

Слайд 26 Тем не менее, начальник задаёт направление общей деятельности и

её итог, т.е. определяет
• систему ценностей (миссию и организационную

структуру)
• результаты (цели)
• стандарты труда
Тем не менее, начальник задаёт направление общей деятельности  и её итог, т.е. определяет • систему

Слайд 27Прежде всего им нужно видеть проблему, требующую разрешения
Они должны: знать

миссию организации
представить результат
Им необходимо постоянное повышение квалификации
Специалистов высокого класса

стимулирует тó же, что и добровольцев
Добровольцы, трудящиеся бесплатно, получают от работы бóльшее удовлетворение, чем служащие, работающие за жалование
Прежде всего им нужно видеть проблему, требующую разрешенияОни должны: знать миссию организации			 представить результатИм необходимо постоянное повышение

Слайд 28Разными группами работников нужно управлять по-разному
Одной и той же группой

работников следует управлять по-разному в разных ситуациях
Менеджмент персонала всё

больше становится похожим на «маркетинговую деятельность»:
«Чего хочет другая сторона?»
«Каковы её ценности?»
«В чём состоят её цели?»
Разными группами работников нужно управлять по-разномуОдной и той же группой работников следует управлять по-разному  в разных

Слайд 29Людьми не надо “управлять”
Задача – направлять людей»
Питер Друкер
«Отказ от “управления”

кадрами
Цель
Выводы
• сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого

отдельного работника
• научить работать в группе
Людьми не надо “управлять”Задача – направлять людей»Питер Друкер«Отказ от “управления” кадрамиЦельВыводы • сделать максимально производительными специфические навыки

Слайд 30Четыре важных социально-политических изменения
1. Резкое снижение рождаемости
2. Изменение в

распределении располагаемого дохода
3. Глобализация конкуренции
4. Растущее несоответствие между экономической глобализацией

и политической разобщённостью

3

Четыре важных социально-политических изменения1. Резкое снижение рождаемости 2. Изменение в распределении располагаемого дохода3. Глобализация конкуренции4. Растущее несоответствие

Слайд 31 Как правило, тенденции в распределении располагаемого дохода по определённым

категориям товаров или услуг сохраняются в течение длительного времени (оставаясь

неизменными на протяжении целых экономических циклов)

Доля располагаемого дохода – • результат экономической деятельности • фундамент всей экономической информации • информацию о ней проще всего получить • является самой надежной базой для разработки стратегии

3.2

Как правило, тенденции в распределении располагаемого дохода по определённым категориям товаров или услуг сохраняются  в

Слайд 32• правительственные расходы • здравоохранение • образование • досуг
В развитых странах доля

дохода, направляемого на удовлетворение потребностей в экономической сфере, на протяжении

всего столетия снижалась В XX веке устойчивый рост наблюдался в четырех секторах:
• правительственные расходы • здравоохранение • образование • досуг В развитых странах доля дохода, направляемого на удовлетворение

Слайд 33 Новые инвесторы (будущие пенсионеры) озабочены не тем, чтобы «делать

деньги» или совершать «выгодные сделки» Их главная задача – сохранить

те небольшие сбережения, которыми они располагают, чтобы получить гарантированный доход через 20-30 лет (после выхода на пенсию)

Дóля обычных финансовых услуг (корпоративные ссуды или публичное предложение корпоративных ценных бумаг) не растет, а уменьшается, причём очень быстро

Новые инвесторы (будущие пенсионеры) озабочены не тем, чтобы «делать деньги» или совершать «выгодные сделки»  Их

Слайд 34 Учреждения, представляющие будущих пенсионеров, владеют сегодня в США 40%

всех американских зарегистрированных корпораций и более чем 60% крупных корпораций

Примерно такая же картина наблюдается в Великобритании Будущие пенсионеры постепенно «прибирают к рукам» корпорации и во всех остальных развитых странах – Германии, Франции, Японии
Учреждения, представляющие будущих пенсионеров, владеют сегодня в США 40% всех американских зарегистрированных корпораций и более чем

Слайд 35Финансовые институты, которые это поняли – пенсионные фонды, страховые компании

и несколько (большей частью новых) брокерских компаний, – постоянно улучшают

своё положение

Предстоит научиться уравновешивать ближайшие задачи с долгосрочными целями выживания и процветания предприятия

Финансовые институты, которые это поняли – пенсионные фонды, страховые компании и несколько (большей частью новых) брокерских компаний,

Слайд 36 Отрасль, в которой спрос на её товары или услуги

растет с той же скоростью, что и национальный доход и/или

численность населения, считается «зрелой» «Угасающая»

Растущая отрасль – это та, в которой спрос на продукцию (товары либо услуги) растет быстрее, чем национальный доход и/или численность населения

Отрасль, в которой спрос на её товары или услуги растет с той же скоростью, что и

Слайд 37 Сначала XX века доля располагаемого дохода в развитых странах,

расходуемая на разного рода потребительские товары, медленно снижалась со скоростью

0,5% ежегодно (за исключением военных лет) Эта тенденция сохраняется

Современные растущие области • индустрия информации • индустрия финансовых услуг

Сначала XX века доля располагаемого дохода в развитых странах, расходуемая на разного рода потребительские товары, медленно

Слайд 38Менеджмент растущей индустрии, которая может рассчитывать на спрос на свои

товары или услуги, должен быть ориентирован на будущее Руководству следует

вести активную инновационную деятельность и смело идти на риск
Менеджмент растущей индустрии, которая может рассчитывать на спрос  на свои товары или услуги, должен быть ориентирован

Слайд 39 Он должен осуществляться с помощью союзов, разных видов партнёрства

и совместных предприятий, быстро адаптироваться к изменению форм удовлетворения потребностей


Менеджмент зрелой индустрии должен быть нацелен на завоевание ведущих позиций в нескольких (двух-трёх) ключевых сферах и в особенности в сферах, где спрос можно удовлетворить по значительно более низкой цене за счёт • внедрения передовых технологий • достижения более высокого качества

Он должен осуществляться с помощью союзов, разных видов партнёрства и совместных предприятий, быстро адаптироваться к изменению

Слайд 40 Фармацевтическая промышленность в 90-х годах перешла в стадию зрелости

В скором будущем произойдет, вероятно, быстрый и кардинальный переход к

новым способам удовлетворения старых потребностей Например, от химических препаратов – к медицинским технологиям, использующим достижения генетики, молекулярной биологии и медицинской электроники, или даже к методам «альтернативной медицины»

Пример

Фармацевтическая промышленность  в 90-х годах перешла в стадию зрелости  В скором будущем произойдет, вероятно,

Слайд 41 Продукция в угасающей индустрии превращается в «товары широкого потребления»,

как происходит в сельском хозяйстве (с легковыми автомобилями)
Менеджмент должен

осуществляться, прежде всего, на основании постоянного, систематического и целенаправленного снижения издержек производства при непрерывном улучшении качества товаров и обслуживания
Продукция в угасающей индустрии превращается в «товары широкого потребления»,  как происходит в сельском хозяйстве

Слайд 42 Низкие затраты на рабочую силу уже не обеспечивают ценового

преимущества, компенсирующего низкую производительность труда
Глобальная конкуренция
Невозможно

дальше строить предпринимательскую деятельность и экономическое развитие страны на использовании дешевого труда

3.3

Низкие затраты на рабочую силу уже не обеспечивают ценового преимущества, компенсирующего низкую производительность труда

Слайд 43 Уже сегодня страны должны строить свой экономический рост • на

лидерстве в области технологий (как это делали и делают США

и Германия) • высокой производительности труда
Уже сегодня страны должны строить свой экономический рост  • на лидерстве в области технологий

Слайд 44 Политика протекционизма больше не защищает отечественных производителей, даже при

установлении высоких таможенных пошлин и максимальном снижении квоты на импорт


Япония пыталась защититься от иностранцев, создав несколько чрезвычайно конкурентных отраслей, работающих на экспорт, предоставляя им субсидии на чрезвычайно выгодных условиях Такой подход обеспечивал компаниям громадное конкурентное преимущество Кризис в Японии (1999 г.) в огромной степени обусловлен именно этим

Политика протекционизма  больше не защищает отечественных производителей, даже при установлении высоких таможенных пошлин и максимальном

Слайд 45Каждая компания, даже действующая только на локальном уровне, сегодня является

частью мировой экономики Следовательно, она подвергается риску колебаний валютного курса, даже

если не продает и не покупает продукцию за пределами страны Её расходы зависят от мировых цен на энергоносители

Растущее несоответствие между экономической глобализацией и политической разобщённостью

3.4

Каждая компания, даже действующая только на локальном уровне, сегодня является частью мировой экономики  Следовательно, она подвергается

Слайд 46 Существует подлинно глобальная экономика, в которой свободно циркулируют деньги

и информация В рамках региональных экономик свободно циркулируют товары А

все ограничения на перемещение услуг и рабочей силы сведены к минимуму, хотя и не устранены полностью Налицо рост национальной и локальной обособленности, которая обусловлена экономически, но прежде всего – политически

Три взаимовлияющие фактора

Существует подлинно глобальная экономика,  в которой свободно циркулируют деньги и информация   В рамках

Слайд 47Все три фактора (деньги, информация товары услуги, рабочая сила) не теряют своего

значения
У бизнеса – и у всех прочих учреждений, например университетов,

– просто нет выбора Приходится существовать и работать с учетом всех трёх факторов одновременно
Все три фактора  (деньги, информация товары услуги, рабочая сила)  не теряют своего значенияУ бизнеса –

Слайд 48Пример «интеграции» в ЕС
По политическим причинам одна транснациональная компания

не смогла закрыть абсолютно убыточное предприятие в Бельгии и передать

его заказы французскому предприятию, принадлежащему этой же компании и расположенному всего в тридцати милях от бельгийского завода, но на территории Франции
Пример «интеграции» в ЕС По политическим причинам одна транснациональная компания не смогла закрыть абсолютно убыточное предприятие в

Слайд 49Каждая компания, даже действующая только на локальном уровне, сегодня является

частью мировой экономики Следовательно, она подвергается риску колебаний валютного курса, даже

если не продает и не покупает продукцию за пределами страны Её расходы зависят от мировых цен на энергоносители
Каждая компания, даже действующая только на локальном уровне, сегодня является частью мировой экономики  Следовательно, она подвергается

Слайд 50Пример фирмы Coca-Cola
Во Франции компания Coca-Cola гораздо лучше продает

фруктовые соки, чем свой фирменный газированный напиток В Японии один

из самых популярных товаров Coca-Cola – кофе из автомата Физически эти напитки не имеют ничего общего с фирменным напитком Coca-Cola Однако и фруктовые соки, и кофе укладываются в теорию бизнеса и стратегию компании Coca-Cola, т.к. все остальные аспекты бизнеса совершенно одинаковы
Пример фирмы Coca-Cola Во Франции компания Coca-Cola гораздо лучше продает фруктовые соки, чем свой фирменный газированный напиток

Слайд 51Первое правило менеджмента компании, которая работает в условиях несовпадения экономических

и политических интересов: не делать ничего, что противоречило бы экономической

реальности

Решение, принятое с помощью взятки, а не под влиянием экономической реальности, грозит неминуемой катастрофой корп. Enron

Отказ от сомнительных предложений

Первое правило менеджмента компании, которая работает в условиях несовпадения экономических  и политических интересов:  не делать

Слайд 52 Любая современная организация должна быть выстроена таким образом, •

чтобы изменения для неё были нормой • чтобы она сама провоцировала

изменения, а не занималась поисками новых форм и решений после того, как изменения уже произошли

Выводы

Любая современная организация  должна быть выстроена таким образом,   • чтобы изменения для неё

Слайд 53 Деятельность организации должна обеспечивать осознанный поиск и реализацию в слабо

контролируемой среде любых обстоятельств себе во благо
Стратегия – подготовка

имеющихся ресурсов и их накопление для оптимальной реализации в условиях, которые могут создаться в будущем
Деятельность организации должна обеспечивать осознанный поиск и реализацию  в слабо контролируемой среде любых обстоятельств

Слайд 54Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь
Менеджмент существует ради результатов,

которых любая организация – коммерческое предприятие, церковь, университет или приют

– достигает во внешней среде

Менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов

Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичьМенеджмент существует ради результатов, которых любая организация – коммерческое предприятие, церковь,

Слайд 55Фундамент – управляемая организация как общественный институт, целью кот.-й является

достижение результата А менеджмент – это специальный инструмент, особая функция, специфический

аппарат, который обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов

Фундаментом современного общества, экономики и человеческих отношений являются не технологии, не информация, не производительность

Питер Друкер

Фундамент – управляемая организация как общественный институт, целью кот.-й является достижение результата А менеджмент – это специальный

Слайд 56Литература
1. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. –

М.: Вильямс, 2002. – 272 с.
2. Друкер П.Ф. Энциклопедия

менеджмента. – М.: Вильямс, 2004. – 432 с.
3. Акофф. Р. Акофф о менеджменте. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
4. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
Литература 1. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М.: Вильямс, 2002. – 272 с. 2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика