Разделы презентаций


Лекция 4

Содержание

Спрос, предложение, рыночное равновесие1. Теория спроса.2. Теория предложения.3. Рыночное равновесие.4. Понятие эластичности.5. Рыночное равновесие и государство.6. Развитие теорий стоимости.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4
Спрос, предложение, рыночное равновесие

Лекция 4Спрос, предложение, рыночное равновесие

Слайд 2Спрос, предложение, рыночное равновесие
1. Теория спроса.
2. Теория предложения.
3. Рыночное равновесие.
4.

Понятие эластичности.
5. Рыночное равновесие и государство.
6. Развитие теорий стоимости.

Спрос, предложение, рыночное равновесие1. Теория спроса.2. Теория предложения.3. Рыночное равновесие.4. Понятие эластичности.5. Рыночное равновесие и государство.6. Развитие

Слайд 31. ТЕОРИЯ СПРОСА
Спрос – потребность покупателей в каком-либо товаре, выраженная

в деньгах.
Виды спроса:
Индивидуальный;
Рыночный;
Совокупный.

1. ТЕОРИЯ СПРОСАСпрос – потребность покупателей в каком-либо товаре, выраженная в деньгах.Виды спроса:Индивидуальный;Рыночный;Совокупный.

Слайд 4Виды спроса:
Индивидуальный – потребность отдельного покупателя в товаре, выраженная в

деньгах.
Рыночный – суммарный спрос индивидуальных потребителей.
Совокупный – спрос, сформированный на

национальном уровне.
Виды спроса:Индивидуальный – потребность отдельного покупателя в товаре, выраженная в деньгах.Рыночный – суммарный спрос индивидуальных потребителей.Совокупный –

Слайд 5Способы задания спроса:
1. Табличный.
2. Графический.
3. Функциональный.
P
Q
D

Способы задания спроса:1. Табличный.2. Графический.3. Функциональный. PQD

Слайд 6Закон спроса – количество покупаемого товара обратно пропорционально уровню цены
Основания

закона спроса:
Психология покупателя;
Закон убывающей предельной полезности;
Эффект дохода;
Эффект замещения.

Закон спроса – количество покупаемого товара обратно пропорционально уровню ценыОснования закона спроса:Психология покупателя;Закон убывающей предельной полезности;Эффект дохода;Эффект

Слайд 7Психология покупателя – покупатель покупает больший объем товара по более

низкой цене.
Закон убывающей предельной полезности – последующая единица конкретного товара

приносит все меньше удовлетворения.
Эффект дохода – снижение цены товара приводит к повышению покупательной способности потребителя.
Эффект замещения – высокие цены на товар вынуждают потребителя заменять его покупкой аналогичных более дешевых товаров.

Психология покупателя – покупатель покупает больший объем товара по более низкой цене.Закон убывающей предельной полезности – последующая

Слайд 8Парадоксы («исключения») закона спроса
«Эффект Т. Веблена» («эффект сноба») – когда

товар рассчитан на богатых людей;
Когда покупатели судят о качестве товара

по его цене;
«Эффект Гиффена» - характерен для обстановки обнищания населения.

Парадоксы («исключения») закона спроса«Эффект Т. Веблена» («эффект сноба») – когда товар рассчитан на богатых людей;Когда покупатели судят

Слайд 9Цена спроса – максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при

покупке товара.
Цена спроса определяется доходами потребителей.
Кривая спроса показывает, по

каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товара.
Влияние цены – «изменение величины спроса» отражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз.
Цена спроса – максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке товара. Цена спроса определяется доходами потребителей.Кривая

Слайд 10Влияние на спрос неценовых факторов
Неценовые факторы:
Потребительские ожидания;
Вкусы потребителей;
Доходы потребителей;
Мода;
Цены на

товары-заменители.
Влияние неценовых факторов отражается в перемещении (сдвиге) кривой спроса: увеличение

спроса - вправо вверх; уменьшение спроса – влево вниз.
Влияние на спрос неценовых факторовНеценовые факторы:Потребительские ожидания;Вкусы потребителей;Доходы потребителей;Мода;Цены на товары-заменители.Влияние неценовых факторов отражается в перемещении (сдвиге)

Слайд 112. ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение – результат производства, отражает желание производителей продать

свой товар.
Цель производителя – получение прибыли. Следовательно, все продавцы

стремятся продать свой товар по самой высокой цене.
Чем выше цена, тем большее количество товаров будет предложено к продаже.
2. ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯПредложение – результат производства, отражает желание производителей продать свой товар. Цель производителя – получение прибыли.

Слайд 12Предложение может быть задано:
1. Табличным способом;
2. Графически;
3. Функционально.
S
P
Q

Предложение может быть задано:1. Табличным способом;2. Графически;3. Функционально.SPQ

Слайд 13Закон предложения –чем выше цена товара, тем большее его количество

будет предложено к продаже.
Кривая предложения определяется издержками производства. Это

минимальная цена, по которой продавцы согласны продать на рынке определенное количество товара.
Кривая предложения показывает количество товара, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного времени.
Влияние цены –отражается в перемещении по самой кривой предложения.

Закон предложения –чем выше цена товара, тем большее его количество будет предложено к продаже. Кривая предложения определяется

Слайд 14Влияние неценовых факторов:
Неценовые факторы:
Цены на экономические ресурсы;
Потребительские ожидания;
Цены на другие

товары;
Технология производства, НТП;
Налоги и субсидии;
Фактор времени.
Увеличение предложения – сдвиг кривой

вправо вниз; уменьшение предложения –сдвиг кривой влево вверх.
Влияние неценовых факторов:Неценовые факторы:Цены на экономические ресурсы;Потребительские ожидания;Цены на другие товары;Технология производства, НТП;Налоги и субсидии;Фактор времени.Увеличение предложения

Слайд 153. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Кривые спроса и предложения показывают цены покупателей и

цены продавцов, которые они назначают на рынке, исходя из своих

доходов и издержек.
На рынке товары продаются не по ценам спроса и не по ценам предложения, а по ценам рыночного равновесия.
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕКривые спроса и предложения показывают цены покупателей и цены продавцов, которые они назначают на рынке,

Слайд 16Рыночное равновесие
E
S
D
PE
QE
P
Q
Избыток предложения
Избыток спроса
Излишек потребителя
Излишек производителя

Рыночное равновесиеESDPEQEPQИзбыток предложенияИзбыток спросаИзлишек потребителяИзлишек производителя

Слайд 17Сущность рыночного равновесия –рынок сбалансирован, совпадают интересы покупателей и продавцов.


При любом другом положении рынок выходит из состояния равновесия.
В

этом случае и продавцы, и покупатели будут стремиться сбалансировать свои интересы.
Рынок начнет двигаться в сторону равновесия.

Сущность рыночного равновесия –рынок сбалансирован, совпадают интересы покупателей и продавцов. При любом другом положении рынок выходит из

Слайд 18Рыночное равновесие способствует:
1. Перераспределению ресурсов из отраслей с низкими ценами

в отрасли с более высоким платежеспособным спросом.
2. Уравновешиванию цен, благодаря

чему достигается оптимальное (эффективное) распределение экономических благ – оптимум Парето.
Рыночное равновесие способствует:1. Перераспределению ресурсов из отраслей с низкими ценами в отрасли с более высоким платежеспособным спросом.2.

Слайд 19Излишки потребителя и производителя
Излишек потребителя – «выигрыш» части потребителей, которые

готовы были платить цену, больше равновесной –

Излишек производителя - «выигрыш»

части производителей, способных продавать свой товар по цене, меньшей равновесной –
Излишки потребителя и производителяИзлишек потребителя – «выигрыш» части потребителей, которые готовы были платить цену, больше равновесной –Излишек

Слайд 20Равновесие по Л.Вальрасу и А.Маршаллу
Особенность подхода Л. Вальраса:
Рассматривается краткосрочный период;
Разница

в объемах спроса и предложения возникает под воздействием отклонения фактической

рыночной цены от равновесной.
Инструмент балансирования – цена.
Равновесие по Л.Вальрасу и А.МаршаллуОсобенность подхода Л. Вальраса:Рассматривается краткосрочный период;Разница в объемах спроса и предложения возникает под

Слайд 21Особенность подхода А.Маршалла:
Рассматривается долгосрочный период.
Разница цен спроса и предложения вызывается

отклонением фактического объема предложения от равновесного.
Инструмент балансирования - объем предложения.



Особенность подхода А.Маршалла:Рассматривается долгосрочный период.Разница цен спроса и предложения вызывается отклонением фактического объема предложения от равновесного.Инструмент балансирования

Слайд 22Устойчивость равновесия. Паутинообразная модель
Модели Вальраса и Маршалла – модели статического

рыночного равновесия.
В действительности имеет место динамика.
Рыночное равновесие может быть устойчивым

и стабильным.
Стабильность равновесия – способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвращаться к нему под влиянием своих внутренних сил.
Устойчивость равновесия. Паутинообразная модельМодели Вальраса и Маршалла – модели статического рыночного равновесия.В действительности имеет место динамика.Рыночное равновесие

Слайд 23Модель динамичной паутины
Модель демонстрирует реакцию предложения на изменение цены,

в результате чего рынок приходит в состояние равновесия.
Благодаря действию

модели динамической паутины на ранке достигается устойчивое равновесие.
Модель динамичной паутины Модель демонстрирует реакцию предложения на изменение цены, в результате чего рынок приходит в состояние

Слайд 24Модель динамической паутины
S
D
QE
PE
Q
P
Q0
P0
Q1
P1
Q2
P2
E

Модель динамической паутиныSDQEPEQPQ0P0Q1P1Q2P2E

Слайд 25Значимость модели динамической паутины
Если рынок обладает способностью возвращаться в состояние

равновесие самостоятельно, то есть с помощью собственного механизма, следовательно, дополнительное

регулирование рынка со стороны государства не обязательно.
Если равновесие нестабильно, необходимо активное вмешательство государства.

Значимость модели динамической паутиныЕсли рынок обладает способностью возвращаться в состояние равновесие самостоятельно, то есть с помощью собственного

Слайд 264. Понятие эластичности
Эластичность – (чувствительность) степень изменения одной переменной в

ответ на изменение другой, связанной с первой переменной.
С помощью эластичности

можно выяснить, как рынок реагирует на изменение факторов: цен, доходов.
4. Понятие эластичностиЭластичность – (чувствительность) степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, связанной с первой

Слайд 27Эластичность - это соотношение относительных, а не абсолютных величин, поэтому

она является безразмерной величиной
С точки зрения математики для непрерывных величин

эластичность определяется отношением предельного значения функции к среднему значению функции.
Для возрастающей функции знак коэффициента эластичности является величиной положительной (для функции предложения), для убывающей функции (функция спроса) – отрицательной. Значение эластичности (Е) может равняться EPQ = 0 при условии, что следствие (Q) количественно не изменяется при изменении причины (Р).
На количество товаров и услуг, приобретаемых на рынке в конкретный период времени, влияет ценовой фактор и неценовые факторы. Сколько существует факторов спроса, столько существует и видов эластичности спроса.

Эластичность - это соотношение относительных, а не абсолютных величин, поэтому она является безразмерной величинойС точки зрения математики

Слайд 28Виды эластичности
Эластичность спроса
Прямая эластичность спроса по цене;
Перекрестная эластичность спроса;
Эластичность спроса

по доходу.
Эластичность предложения

Виды эластичностиЭластичность спросаПрямая эластичность спроса по цене;Перекрестная эластичность спроса;Эластичность спроса по доходу.Эластичность предложения

Слайд 29Прямая эластичность спроса по цене
Е = -

Е > 1, спрос

эластичен, незначительное изменение цены ведет к существенному изменению спроса; TR

-↑ ;
Е = 1, спрос имеет единичную эластичность; снижение цены компенсируется ростом продаж; TR = const;
Е < 1, спрос неэластичен; изменение цены незначительно изменяет объем продаж;TR-↓.
Прямая эластичность спроса по ценеЕ = -Е > 1, спрос эластичен, незначительное изменение цены ведет к существенному

Слайд 30Графическое определение эластичности спроса по цене

Графическое определение эластичности спроса по цене

Слайд 31 Об эластичности нельзя судить по степени крутизны или пологости кривой

спроса.
В разных ценовых интервалах на кривой спроса эластичность различна: кривая,

как правило, эластична в левой верхней части графика и неэластична в его правой нижней части.
Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставляет общую выручку неизменной.
Об эластичности нельзя судить по степени крутизны или пологости  кривой спроса.В разных ценовых

Слайд 32 Кривая общей выручки (Total – revenue curve)

Кривая общей выручки  (Total – revenue curve)

Слайд 33Графическая иллюстрация эластичного и неэластичного спроса
Q
P
Е1
E=1
D
D
D

Графическая иллюстрация эластичного и неэластичного спросаQPЕ1E=1DDD

Слайд 34Графическая иллюстрация абсолютно эластичного и неэластичного спроса
Q
P
Абсолютно неэластичный спрос
Абсолютно

эластичный спрос
D
D

Графическая иллюстрация абсолютно эластичного и неэластичного спросаQPАбсолютно неэластичный спрос Абсолютно эластичный спросDD

Слайд 35Перекрестная эластичность спроса
Характеризует изменение спроса на один товар (А) в

зависимости от изменения цены другого товара (В).

Перекрестная эластичность спросаХарактеризует изменение спроса на один товар (А) в зависимости от изменения цены другого товара (В).

Слайд 36Значения перекрестной эластичности спроса
ЕАВ > 0


EАВ < 0


EАВ =

0
А и В – взаимозаменяемые товары;
А и В - взаимодополняемые

товары;

А и В– независимые товары


Значения перекрестной эластичности спросаЕАВ > 0 EАВ < 0EАВ = 0А и В – взаимозаменяемые товары;А и

Слайд 37Эластичность спроса по доходу
Характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению дохода.
Показывает,

на сколько процентов изменится спрос на продукцию при увеличении (уменьшении)

дохода на 1%;

Эластичность спроса по доходуХарактеризует чувствительность спроса потребителей к изменению дохода.Показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию

Слайд 38Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу
Коэффициент эластичности меняет знак:
ЕI

0 – товары, спрос на которые сокращается с ростом дохода,

являются некачественными;
EI > 0 – товары, спрос на которые увеличивается с ростом дохода, являются нормальными (стандартными) товарами.
0 < E I >1 – товары первой необходимости;
E I > 1 – товары роскоши.
Особенность коэффициента эластичности спроса по доходуКоэффициент эластичности меняет знак:ЕI < 0 – товары, спрос на которые сокращается

Слайд 39Основные правила эластичности спроса
Чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее

спрос.
Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность.
Чем больше удельный

вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность.
Чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность.
Чем выше степень насыщения потребностей, тем менее эластичен спрос.
Спрос становится эластичным со временем.
Чем более агрегирован товар, тем выше эластичность.

Основные правила эластичности спросаЧем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос.Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже

Слайд 40Эластичность предложения
Характеризует степень изменения количества предлагаемых товаров в ответ на

изменение их цены.
Используется для определения реакции продавцов на изменение

цены.

Эластичность предложенияХарактеризует степень изменения количества предлагаемых товаров в ответ на изменение их цены. Используется для определения реакции

Слайд 41Особенность эластичности предложения
Имеет положительный знак.
Зависит от возможности длительности хранения товара,

потенциала расширения отрасли, времени.
Производство скоропортящихся товаров неэластично.
Производство товаров является эластичным

в случаях высокой гибкости производства (производство одежды, обуви, кондитерских изделий).

Особенность эластичности предложенияИмеет положительный знак.Зависит от возможности длительности хранения товара, потенциала расширения отрасли, времени.Производство скоропортящихся товаров неэластично.Производство

Слайд 42Влияние фактора времени на эластичность предложения
В долгосрочном периоде, когда производитель

может полностью приспособиться к изменению цен, предложение является эластичным.
В краткосрочном

периоде предложение неэластично по причине невозможности приспособления производителя к изменившимся условиям функционирования.
Влияние фактора времени на эластичность предложенияВ долгосрочном периоде, когда производитель может полностью приспособиться к изменению цен, предложение

Слайд 43Графическая иллюстрация эластичности предложения
Q
P
S
S
Эластичное предложение
Неэластичное предложение

Графическая иллюстрация эластичности предложения QPSSЭластичное предложениеНеэластичное предложение

Слайд 445. Рыночное равновесие и государство
Благодаря автоматическому формированию равновесной цены достигается

эффективное распределение экономических благ в обществе.
В случаях, когда равновесные рыночные

цены не могут быть оптимальными, происходит вмешательство государства в процесс установления цены.
5. Рыночное равновесие и государствоБлагодаря автоматическому формированию равновесной цены достигается эффективное распределение экономических благ в обществе.В случаях,

Слайд 45Установление «потолка цен»
«Потолок цен» - установление государством максимального уровня цены,

выше которого производитель не вправе продавать товар.
Цель – защита малоимущих

граждан.
Пусть на рынке автомобилей установилась рыночная цена 200 руб. за кг мяса- . Далее введен «потолок цены» на уровне 100 руб.
Установление «потолка цен»«Потолок цен» - установление государством максимального уровня цены, выше которого производитель не вправе продавать товар.Цель

Слайд 46Последствия введения «потолка цен» в краткосрочном периоде
Q
P
D
S
E
100
200
выигрыш покупателей
равновесная цена
потолок цены

Последствия введения «потолка цен» в краткосрочном периодеQPDSE100200выигрыш покупателейравновесная ценапотолок цены

Слайд 47Результаты, полученные в краткосрочном периоде
Выигрыш покупателей составил 100 руб. за

каждый кг мяса (за счет продавцов).
Возникновение непредвиденных эффектов в виде

дефицита. Причины дефицита:
Увеличение спроса со стороны покупателей в связи со снижением цены на 1 кг мяса.
Результаты, полученные в краткосрочном периодеВыигрыш покупателей составил 100 руб. за каждый кг мяса (за счет продавцов).Возникновение непредвиденных

Слайд 48Графическая иллюстрация последствий введения «потолка цен» в долгосрочном периоде
Q
P
D
S
E
QE
200
100
300
Qs
QD
E1
фактическая цена
дополнит
затраты
Денежн.

затраты

Графическая иллюстрация последствий введения «потолка цен» в долгосрочном периодеQPDSEQE200100300QsQDE1фактическая ценадополнитзатратыДенежн. затраты

Слайд 49Долгосрочный период
Производители сократят выпуск мяса. Рынок переместится из состояния (Е)

в (Е1).
Возрастание дефицита продолжится по причине увеличения разницы между объемом

спроса и объемом предложения.
Увеличится конкуренция между потребителями. Они вынуждены платить фактическую цену 300 руб.
Фактическая цена = Денежные затраты + Дополнительные затраты.
Вывод: общество несет потери.
Долгосрочный периодПроизводители сократят выпуск мяса. Рынок переместится из состояния (Е) в (Е1).Возрастание дефицита продолжится по причине увеличения

Слайд 50Налоги и рыночное равновесие
Рассмотрим вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования

в форме введения акциза на товар в размере (Т).
Цель

вмешательства государства –ликвидировать несовершенства рынка.
Налоги и рыночное равновесиеРассмотрим вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования в форме введения акциза на товар в

Слайд 51Графическая иллюстрация введения акциза
Q
P
D
S
E
S1
T
Q1
QE
A
B
P1
PE
P2
налог
государства
TR выручка фирмы

Графическая иллюстрация введения акциза QPDSES1TQ1QEABP1PEP2налоггосударстваTR выручка фирмы

Слайд 52Последствия введения акциза
Сокращение объема производства.
Сокращение объема потребления.
Оплата покупателями более

высокой цены.
Получение производителями более низкой цены, по сравнению с первоначальной.


Вывод: ухудшение экономического положения покупателей и продавцов.
Последствия введения акциза Сокращение объема производства.Сокращение объема потребления.Оплата покупателями более высокой цены.Получение производителями более низкой цены, по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика