Слайд 1
Лекция № 7
Государство и гражданское общество
Лекция по курсу «Политология»
для студентов
2 курса
2018-2019 уч. год
Слайд 21. Государство как основной институт политической системы общества. Генезис государственной
организации, сравнительный анализ теорий и концепций происхождения государства.
2. Представительные институты
государственной власти.
3. Органы государственного управления. Взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной подсистем в «разделении власти».
4. Правовое государство: история возникновения и современные подходы. Проблемы формирования правового государства в условиях Казахстана.
5. Концепции гражданского общества. Сущность и критерии гражданского общества. Формы взаимоотношения государства и гражданского общества в Казахстане.
Вопросы лекции
Слайд 3Ядром политической системы является государство. В деятельности государства концентрируется основное содержание
политики.
Как отмечает В.В. Ильин, в институциональном смысле государство - множество легальных органов,
учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого им порядка, или права.
1. Государство как основной институт политической системы общества
Слайд 4В публичном смысле государство - универсально значимая власть, нацеленная на охранение,
отстаивание, обеспечение, регулирование интересов целого в противовес отдельному, фрагментарному.
В популяционном
смысле государство - единство народа, обладающего правом и ценностной идентификацией.
В функциональном смысле государство - способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности собственной жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие.
Слайд 5Социальный смысл государства в том, что оно служит организационной оформленности структуры
социального взаимодействия, обеспечивает организационную основу его целостности.
В политологическом смысле государство представляется как
политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Однако это самое общее определение, которое нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.
Слайд 6Признаки государства
В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства:
территория,
народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством),
суверенная власть.
Слайд 7К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные
органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением
страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
2. Представительные институты государственной власти
Слайд 8Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган
занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с
принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Слайд 9При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является
парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен
выражать волю народа в форме закона.
Слайд 10Парламенты стран мира
«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии,
Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно
именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в Соединенных Штатах Америки).
Слайд 11Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах
парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые,
в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов).
Структура парламентов
Слайд 12Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах.
Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию
сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).
Слайд 13Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или
менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам
(Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
Слайд 14При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные
и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа.
Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Слайд 15При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе
всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента
в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента, и только в том случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов. Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента.
Слайд 16В зависимости от формы государственного правления парламент в той или
иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета
и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти.
Слайд 173. Органы государственного управления
Органы государственного управления – это органы, предназначенные
для управления государством на разных уровнях.
Их разделяют на высшие, низшие, центральные, федеральные,
региональные, местные и т.д.
Слайд 18Центральные органы государственного управления – это органы верхнего эшелона власти,
уполномоченные осуществлять государственное управление на всей территории суверенного государства в пределах их компетенции. Полномочия,
подчиненность, область деятельности и порядок деятельности центральных органов власти определяются конституцией и законами страны, а также иными актами. Органы государственного управления в целом, и центральные органы в частности, являются средствами реализации государственной власти.
Слайд 19В различных государствах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти
выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными
и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например органы финансового контроля, советы обороны и безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы и т.д. Однако, в науке существует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти и что она является органом надзора со своими специфическими полномочиями.
Слайд 20Разделение властей
Разделение властей – политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная
власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и
в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями:
законодательной,
исполнительной
судебной.
Слайд 21Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности,
прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная
концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
4. Правовое государство: история возникновения и современные подходы.
Слайд 22- главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
-
равенство всех перед законом;
- разделение властей на три ветви;
- реальность
прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
- признание прав и свобод человека высшей ценностью;
- взаимная ответственность личности и государства;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Признаки правового государства
Слайд 24
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
- господство закона во всех сферах общественной
жизни, в том числе над органами власти;
- признание и гарантирование
прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права являются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
- взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
Слайд 25- разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации
политической власти в стране;
- разграничение полномочий между органами власти различных
уровней;
- контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Слайд 26Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство,
можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение
антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Слайд 27Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить
о правовых отношениях в обществе. К ним относятся:
- Устав
Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
Слайд 28
5. Концепции гражданского общества. Сущность и критерии гражданского общества.
Гражда́нское о́бщество –
это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных
ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а так же других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Слайд 29Гражда́нское о́бщество – это некоммерческая организация третий сектор, один из гарантов
соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих
структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Слайд 30Гражданское общество – уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав
человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.
Слайд 31Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в
XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить
английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество – это «подлинный источник и театр всей истории».
Слайд 32В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством
взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической
правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Слайд 33Автономия общества – важный элемент гражданского общества, означающий независимость от
государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки,
объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.
Слайд 34Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и
ассоциаций, дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в
соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.
Слайд 35Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами,
а также в рамках реализуемых проектов. Например, по защите окружающей
среды в рамках какой-либо региональной проблемы. Многие образовательные организации, например, университеты и библиотеки организованы как некоммерческие организации, что позволяет им получать гранты от различных благотворительных фондов и иметь налоговые льготы от государства.
Слайд 36Финансируются данные организации в рамках заявленных проектов на конкурсной основе
со стороны множества различных правительственных и неправительственных национальных и международных
благотворительных фондов, также имеющих свою специализацию: защита окружающей среды, продвижение демократии в конкретной стране, защита прав человека и т. д. Например, фонд Рокфеллера поддерживает различные образовательные проекты по всему миру, проекты в сфере здравоохранения и т. д. или крупнейший в мире благотворительный фон Билла и Мелинды Гейтс, поддерживающий проекты в области здравоохранения и борьбы с бедностью.