Слайд 1Практическое занятие
Причастие и деепричастие
Слайд 2В каких вариантах грамматические признаки причастия определены неправильно?
1) убранный —
страдательное причастие совершенного вида прошедшего времени
2) бегущий — действительное причастие
несовершенного вида настоящего времени
3) принятый — страдательное причастие совершенного вида настоящего времени
4) слышавший — действительное причастие несовершенного вида прошедшего времени
5) построенный – страдательное причастие несовершенного вида настоящего времени
6) читаемый – действительное причастие несовершенного вида прошедшего времени
Слайд 3Употребление причастий
Упр. 291 (И.Б.Голуб) Употребите нужную форму причастия, выбирая из
тех, что приведены в скобках; свой выбор обоснуйте.
1. Горький -
писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 2. Раскрылись (набухавшие, набухшие) на деревьях почки. 3. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкнувший, привыкший) ко всеобщему вниманию. 4. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень не простая. 5. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову.
Слайд 4Употребление причастий
Речевые ошибки
ошибки в образовании причастий: Все увидящие эту картину
не могут не возмутиться;
разнобой видовременных форм глагола-сказуемого и причастия:
Задания, получаемые студентами, вовремя были выполнены;
нарушение порядка слов в причастном обороте: Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться;
Слайд 5Редактирование (учебные пособия И.Б.Голуб)
Слайд 6Употребление причастий в речи
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных
оборотов
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы
узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
4. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
5. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
6. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
7. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
Слайд 7Деепричастие
петь глохнуть ехать ткать
Слайд 8Упражнение 296 (И.Б.Голуб). Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении
их в речи; отредактируйте предложения.
Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с
теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни.
Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет.
Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли.
Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.
Слайд 9Деепричастный оборот
Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
Объяснение
этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние
события.
Таким образом, рассмотрев характеристики оборудования, предлагается следующее.
Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости продукции.
Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.
Слайд 10Употребление деепричастий
Употребление деепричастий/речевые ошибки
неправильное образование деепричастия: петь -пея, ковать –
ковая;
деепричастие и глагол-сказуемое относятся к разным субъектам действия: Стоя
у перрона, ее глаза были полны грусти и слез;
нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении: Проводив друга, мне стало грустно;
разнобой видовых форм деепричастий: Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, выводим формулу
Слайд 12
Домашнее задание
Упр. 293, 294, 297, 347, 350