Слайд 1Занятие №24
ТЕМА:ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ
Слайд 2Работа 1.
Изучение строения пищеварительной системы различных классов позвоночных животных
Слайд 3Работа 1, А
Изучение строения пищеварительной системы рыб
Рассмотреть макропрепарат пищеварительной системы
рыбы.
Определить какие отделы системы пищеварения у них наиболее развиты.
Зарисовать схему
строения пищеварительной системы и сделать соответствующие обозначения.
Слайд 41 - ротовая полость; 2 – зубы; 3 – глотка;
4 – желудок; 5 – печень; 6 - кишка.
5
2
3
1
6
4
Слайд 5Работа 1, Б
Изучение строения пищеварительной системы амфибий (на примере лягушки)
На
макропрепарате лягушки проследить дальнейшее развитие органов пищеварения.
Отметить увеличение общей длины
кишечника и отчетливое разделение на толстый и тонкий отделы, сегменты печени и компактность поджелудочной железы.
Зарисовать схему строения пищеварительной системы и сделать соответствующие обозначения.
Слайд 61 – язык; 2 –глотка; 3 – печень; 4 –
желудок; 5 – поджелудочная железа; 6 тонкая кишка; 7 –толстая
кишка; 8 – клоака.
5
2
3
1
6
4
8
7
Слайд 7Работа 1, В
Изучение строения пищеварительной системы рептилий (на примере ящерицы)
Рассмотреть
строение зубов и языка, отметить образование вторичного неба.
При изучении желудочно-кишечного
тракта отметить появление слепого выроста на границе тонкого и толстого отделов.
Зарисовать схему строения пищеварительной системы и сделать соответствующие обозначения.
Слайд 81 – язык; 2 – глотка; 3 – пищевод; 4
– желудок;
5 – тонкая кишка; 6 – печень; 7 –
поджелудочная железа; 9 – слепая кишка; 8 – толстая кишка; 10 - клоака.
6
2
3
1
8
4
5
7
9
10
Слайд 9Работа 1, Г
Изучение строения пищеварительной системы млекопитающих (на примере крысы)
Изучить
влажный препарат пищеварительной системы крысы.
Рассмотреть строение гетеродонтной зубной системы.
Отметить появление
преддверья рта и усложнение строения ротовой полости: появление поперечных валиков на твердом небе и появление мягкого неба.
Слайд 10Работа 1, Г
Обратить внимание на высокую степень дифференцировки кишечника и
его длину.
Зарисовать схему строения пищеварительной системы и сделать соответствующие обозначения.
Слайд 111 - губы;
2 - зубы;
3 - язык;
4 - глотка;
5 -
пищевод;
6 - желудок;
7 - печень;
8 – поджелудочная
железа;
9
- тонкий отдел
кишечника;
10 - слепая кишка; 11 - толстый отдел
кишечника.
5
2
3
9
6
7
8
4
1
11
10
Слайд 12Работа 2.
Изучение развития выделительной системы первично- и вторичноротых животных
Слайд 13Работа 2, А.
Изучение строения протонефридиев
Зарисовать схему строения протонефридиальной системы выделения
в альбом и сделать соответствующие обозначения.
Слайд 141 - звездчатые клетки; 2 - выделительный канал; 3 -
главный выделительный канал.
2
3
1
Слайд 15Работа 2, Б.
Изучение строения метанефридия (на примере кольчецов)
Зарисовать схему строения
метанефридия в альбом и сделать соответствующие обозначения.
Слайд 161 – воронка метанефридия; 2 – канал метанефридия; 3 –
целотелий; 4 – выделительная пора; 5 - кровеносный сосуд.
5
2
4
1
3
Слайд 17Работа 2, В.
Изучение строения нефрона
Внимательно изучить таблицу развития нефрона. Отметить
его основные ароморфозы.
Зарисовать в альбом схемы строения:
I – предпочки; II
- первичной почки;
III - вторичной почки.
Сделать соответствующие обозначения.
Слайд 181 - аорта;
2 - капилляры;
3 – мальпигиево тельце;
4 - нефростом;
5
- клоака;
6 – Мюллеров канал
(яйцевод);
7 – предпочка;
8 –
первичная почка;
9 – почечная лоханка
вторичной почки;
10 – Вольфов канал
(первичный мочеточник);
11 – вторичный мочеточник.
I
II
III
Слайд 19Работа 3. Рассмотреть и зарисовать строение предпочки, первичной и вторичной
почки »
Эволюция почек позвоночных:
а - пронефрос; б - мезонефрос; в
- метанефрос; г - нефрон человека.
а - пронефрос; б - мезонефрос; в - метанефрос; г - нефрон человека.
1- нефростом (воронка);
2- выделительный каналец;
3- пронефрический канал (мочеточник);
4- мальпигиево тельце (капиллярныйклубочек);
5- целом;
6- капсула Боумена-Шумлянского;
7- проксимальные извитые канальцы;
8- дистальные извитые канальцы;
9- петля Генле.
Слайд 20Работа 4. Рассмотреть и зарисовать рис. «Эволюция почки и мочеполовых
каналов»
А —нейтральное зародышевое состояние; Б —анамнии; В —амниоты:
I—самки, II—самцы; 1—предпочка,
2—первичная почка, 3—канал предпочки, 4—половая железа, 5—мюллеров канал, 6—вольфов канал, 7—мочевой пузырь, 8—клоака, 9—вторичная почка,10—матка, 11—мочеполовой синус, 12—задняя кишка, 13—половой член,14—мочеточник вторичной почки, 15—мужская «маточка».
Слайд 21Работа 5. Заполнить табл. «Филогенез выделительной и половой систем хордовых
животных»
Слайд 22Работа 5. Ознакомиться с табл. «Онтофилогенетические предпосылки пороков развития мочеполовой
системы у человека»
Слайд 23Онтофилогенетически обусловленные пороки:
необычное положение почек (в области их эмбриональных
закладок),
удвоение мочеточника (с одной или двух сторон),
недоразвитие почек.
Слайд 27Уретероцеле-выпячивание части мочеточн.
Слайд 28Еписпадия -порок развития уретры
Слайд 30Крипторхизм-яичники не в мошонке
Слайд 32Трахеопищеводные соустья – пример участия двух систем органов
Слайд 34На ранних этапах развития кишечник частично находится вне брюшной полости
Слайд 35И это СТАНОВИТСЯ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ДЛЯ ГРЫЖ
Слайд 36ЖЕЛТОЧНЫЙ ПРОТОК СВЯЗАН С КИШКОЙ
Слайд 38Нарушения дифференцировки (персистирование)клоаки