Разделы презентаций


Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Содержание

Рождение Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве26 мая (6 июня) 1799 года

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Слайд 2

Рождение
Александр Сергеевич Пушкин родился

в Москве
26 мая (6 июня) 1799 года
в дворянской помещичьей семье
В день праздника Вознесения.

Рождение  Александр

Слайд 3 Семья
Отец , Сергей
Львович
(1770-1838г.),
принадлежал к

древнему
дворянскому роду,
упоминаемому
в Летописях со
времен Ивана
Грозного
Мать, Надежда Осиповна Пушкина


(1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого»

Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева
(1797-1868г.)

Брат, Лев Сергеевич Пушкин
(1805-1852г.)

Семья Отец , Сергей  Львович (1770-1838г.),принадлежал к   древнемудворянскому роду,упоминаемому в Летописях современ ИванаГрозногоМать,

Слайд 4Детство
Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА

ЯКОВЛЕВА, которая была неграмотной, но знала много и говорила складно.
именно

у своей няни Пушкин получил первые уроки литературного мастерства.
После он напишет:


Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.

Няня Арина Родионовна

Детство    Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, которая была неграмотной, но знала много

Слайд 5Как и принято в дворянских
семьях, маленькому Пушкину
нанимают гувернера – иностранца.
И

с 7 лет Саша начинает изучать
немецкий, английский и
французский языки. Поэтому

первые стихи он пишет именно на французском.
С 9 лет у Пушкина появляется
страсть к чтению.
Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику.

Успехи и неудачи в домашнем образовании

Как и принято в дворянскихсемьях, маленькому Пушкинунанимают гувернера – иностранца.И с 7 лет Саша начинает изучатьнемецкий, английский

Слайд 6Лицейские годы

В 12 лет, получив зачатки
домашнего образования и
воспитания, Александр
был

отвезен учиться в новое,
только что открывшееся
19октября 1811 г. учебное
заведение-

Царскосельский лицей
под Петербургом, место, где
располагалась летняя резиденция
русских императоров.
19 октября 1811 г. Пушкин
в числе 30 воспитанников был принят в этот лицей,
где преподавателями были самые
передовые светила науки и
педагогики того времени.










А. С. Пушкин - лицеист

Лицейские годыВ 12 лет, получив зачаткидомашнего образования и воспитания, Александрбыл отвезен учиться в новое,только что открывшееся 19октября

Слайд 74 и 8 января 1815 г. в лицее происходило первое

публичное испытание, на которое приехали из Петербурга важные государственные люди.


Пушкин читал только что сочиненное им стихотворение «Воспоминание о Царском селе».
Державин был сражен: «ЕМУ ЛИРУ ПЕРЕДАЮ .
ТЕПЕРЬ И УМЕРЕТЬ МОЖНО!»



«ПУШКИН НА ЭКЗАМЕНЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
8 ЯНВАРЯ 1815 ГОДА»
(с картины Ильи Репина)

4 и 8 января 1815 г. в лицее происходило первое публичное испытание, на которое приехали из Петербурга

Слайд 8 В Михайловском

После тяжелой болезни Пушкин
приезжал в имение матери
село Михайловское
Псковской губернии.
В

первые годы по окончании
Лицея им были написаны
стихотворения
"Деревня,"
"Домовому",
"Чаадаеву",
ода "Вольность",
поэма "Руслан и Людмила".
В Михайловском  После тяжелой болезни Пушкинприезжал в имение материсело

Слайд 9Ещё в лицее в 1814 году стало известно имя А.Пушкина

после
опубликования в журнале «Вестник Европы» его стихотворения
«К другу стихотворцу».
В

1820 году в печати появилась поэма «Руслан и Людмила», которая принесла славу поэту.

Известность и слава Пушкина

Ещё в лицее в 1814 году стало известно имя А.Пушкина послеопубликования в журнале «Вестник Европы» его стихотворения

Слайд 10Южная ссылка (1820-1824 гг.)
Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняет

и распространяет свои свободолюбивые стихи.
Александр I хотел за это сослать

Пушкина в Сибирь или на Соловки.
Друзья Пушкина – Карамзин и Жуковский- добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России.
В этот период Пушкиным созданы великолепные образцы романтической и политической лирики:
“Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге” и начинает роман «Евгений Онегин».
Южная ссылка (1820-1824 гг.)Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняет и распространяет свои свободолюбивые стихи.Александр I

Слайд 11Пушкин подал прошение об отставке с
Государственной службы, и ему объявили
об

увольнении и сослали в псковскую
губернию, в имение его матери
Михайловское,

под надзор местных
властей.
Именно здесь, в деревенском уединении,
Пушкин осознал себя профессиональным
писателем, для которого литература
самое серьёзное дело жизни.
За два года были написаны: “Борис
Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню
чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения
Онегина”.
Всего около 100 произведений.

«Приветствую тебя, пустынный уголок…»

Пушкин подал прошение об отставке сГосударственной службы, и ему объявилиоб увольнении и сослали в псковскуюгубернию, в имение

Слайд 12 3 сентября внезапно прибыл курьер и
передал поэту приказ немедленно

явиться в
Псков. Губернатор отправил Пушкина в
Москву, где короновался на царство

Николай I,
который отзывался о поэте, как одном из
«умнейших людей России».
8 сентября 1826 года Пушкин вернулся на свою
родину после долгих лет ссылки и скитаний.
А в мае 1827 году поэт получил разрешение
жить в Петербурге.
Пушкин был на свободе, среди друзей, он был
на вершине славы.
Эти годы – расцвет пушкинского творчества.
Созданы многие из его лирических шедевров –
философские размышления о жизни и смерти,
о вдохновении, о назначении поэта,
возвышенные и страстные любовные
признания: “Я вас любил…”, “На холмах
Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”,
“Анчар” и другие.

Возвращение в Москву

3 сентября внезапно прибыл курьер ипередал поэту приказ немедленно явиться вПсков. Губернатор отправил Пушкина вМоскву, где

Слайд 13Натали Гончарова – жена А. С. Пушкина
Зимой 1829 года на

одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой.
Ей

было тогда 16 лет. Её необыкновенная красота, юность взволновали поэта.



Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал первое предложение.

Только с 4 раза предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.

Натали Гончарова – жена А. С. ПушкинаЗимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с

Слайд 14Получив согласие на брак с
Н.Гончаровой, летом 1830 года
Александр Сергеевич отправился
в

нижегородское имение своих
родных - Болдино, чтобы привести
в порядок хозяйственные дела.
В

Болдино, из-за эпидемии холеры,
он вынужден пробыть целых три
месяца.
Здесь Пушкин закончил роман
“Евгений Онегин”, “Повести
Белкина”, “Маленькие трагедии”,
“Сказку о попе и работнике его
Балде”, 30 стихотворений.

Невиданный взлёт пушкинского гения

Получив согласие на брак сН.Гончаровой, летом 1830 годаАлександр Сергеевич отправилсяв нижегородское имение своихродных - Болдино, чтобы привестив

Слайд 15В Петербурге (1831 – 1833 гг.)
В начале

декабря Пушкин возвращается из Болдино в
Москву, а 18 февраля в

церкви Большого Вознесенья у Никитских ворот состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой.

Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург.

Поэт полон поэтических замыслов
и свершений. Особое место в творчестве занимает историческая тема (“История Пугачёва”,
“Капитанская дочка”).
Были написаны “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Медный всадник”.

В Петербурге (1831 – 1833 гг.)    В начале декабря Пушкин возвращается из Болдино вМоскву,

Слайд 16Дом семьи А. С. Пушкина
на берегу реки Мойки
в

Санкт-Петербурге

Дом семьи А. С. Пушкина на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге

Слайд 17Жена и дети
Старшая
дочь Мария
Александровна
Пушкина
(1832-1919 г.)
Старший сын, Александр

Александрович Пушкин (1833-1914 г.)
Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913

г.)

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913 г.)

Натали Гончарова -
жена А. С. Пушкина.
и мать его 4 детей.

Жена и дети Старшаядочь МарияАлександровнаПушкина (1832-1919 г.) Старший сын, Александр Александрович Пушкин  (1833-1914 г.) Младший сын,

Слайд 18Последние годы жизни Пушкина
– годы напряжённой работы и
высоких замыслов, отмечены
враждебностью

окружающего
его общества, литературным
одиночеством, материальными
трудностями.
Но именно в эти годы появились многие

произведения, такие как
стихотворения “Вновь я
посетил…” и “Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…”

Последние годы жизни (1834 – 1837 гг.)

Последние годы жизни Пушкина– годы напряжённой работы ивысоких замыслов, отмеченывраждебностью окружающегоего общества, литературнымодиночеством, материальнымитрудностями.Но именно в эти

Слайд 19В ноябре 1836 года
Александр Сергеевич
получает от Дантеса
по почте письмо,
содержание которого
оскорбляет

его и честь
его жены.
Пушкин вызывает
Дантеса на дуэль.
Вызов

В ноябре 1836 годаАлександр Сергеевичполучает от Дантесапо почте письмо,содержание которогооскорбляет его и честьего жены. Пушкин вызываетДантеса на

Слайд 2027 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на
Чёрной речке

в предместье Петербурга
состоялась роковая дуэль А. С. Пушкина
с Дантесом, на

которой Пушкин был
смертельно ранен в живот. Прожив два дня,
в страшных мучениях, Пушкин умер
29 января (ныне 10 февраля) 1937 года.

«Погиб поэт, невольник чести! Пал оклеветанный молвой…» М. Ю. Лермонтов

27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, наЧёрной речке в предместье Петербургасостоялась роковая дуэль А. С.

Слайд 21«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»

Ф.Тютчев






И это, действительно, так. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина вечно будет яркой звездой гореть на небосклоне России и всего мира!


Многие произведения Пушкина экранизированы.
Знаете ли вы фильмы, снятые по произведениям Александра Сергеевича Пушкина?
Произведения А.С. Пушкина, поставленные на сцене оперного театра и на балетной сцене.
Музыку к произведениям Пушкина писали композиторы.

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»

Слайд 22А. С. Пушкин похоронен в Святогорском монастыре, в Псковской области
Могила

А. С. Пушкина после смерти поэта
Могила А. С. Пушкина в

наше время

А. С. Пушкин похоронен в Святогорском монастыре, в Псковской областиМогила А. С. Пушкина после смерти поэтаМогила А.

Слайд 23Список источников:
Афанасьев В.В. А. С. Пушкин. – М.,1991.
Благой Д.

Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М.,1967.
Бонди С.М. О Пушкине. –

М.,1978.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. – Л., «Просвещение»,1983.
Скатов Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. – Л.,1991.
Личные разработки учителя.
http://images.yandex.ru – Дата обращения 23.03.2012.



Список источников:Афанасьев В.В.  А. С. Пушкин. – М.,1991.Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М.,1967.Бонди С.М.

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 25А. С. Пушкин
«Медный Всадник»
Петербургская повесть

А. С. Пушкин   «Медный Всадник»Петербургская повесть

Слайд 26 История создания
Поэма была написана в Болдине осенью 1833 года.
Поэма не

была разрешена Николаем I к печати. Её начало было настолько дорого Пушкину,

что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы (т.е. что нужно было изменить в тексте, чтобы поэма вышла в печать), поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации.
Пушкин напечатал ее в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (с начала и заканчивая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 года, с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.
Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, поэма была впервые напечатана только в 1904 году.
После выхода «Медного всадника» в печать вокруг произведения разгорелись самые разные споры относительного его интерпретации.


История созданияПоэма была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало было

Слайд 27 Болдинская осень 1833года
«Петербургская повесть»

-
подзаголовок «Медного всадника» - является не определением жанра, а указанием

на «истинность происшествия» (исторической основой стало страшное наводнение в Петербурге, которое произошло 7 ноября 1824 года).

Болдинская осень      1833года «Петербургская повесть» -подзаголовок «Медного всадника» - является не

Слайд 28 Поэма «Медный Всадник»
Это последняя поэма, написанная Пушкиным, -

художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском»

периоде русской истории. В короткой поэме(менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом.

В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» (и «маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 1820-х гг.

«Медный всадник» - одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина /четырехстопный ямб – разнообразие ритмов и интонаций; яркие зрительные и слуховые образы; многие фрагменты поэмы стали хрестоматийными; поразительная звукопись (повторы, аллитерации, ассонансы).

Пушкин преодолел жанровые каноны исторической поэмы: Пётр не появляется в поэме как исторический персонаж (он изваяние), о времени его царствования тоже ничего не сказано.
Пушкин обращается не к истокам этой эпохи, а к её итогам, т.е. к современности. В чем двойственность петровских преобразований в России? Какова обратная сторона этих преобразований?

Поэма «Медный Всадник»Это последняя поэма, написанная Пушкиным, - художественный итог его размышлений о личности Петра

Слайд 29На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.
Пред ним

широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко.
?

Эта поэма - пушкинское поэтическое «исследование»: можно ли преодолеть противоречия между человеком и властью?
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн

Слайд 30Система образов поэмы
Все образы поэмы имеют самостоятельное

значение,
но вступают в сложное взаимодействие друг с другом.
И

«тесное» пространство небольшой поэмы расширяется!
Система образов поэмы   Все образы поэмы имеют самостоятельное значение, но вступают в сложное взаимодействие друг

Слайд 31Образ Петербурга

Образ Петербурга

Слайд 32Образ Петербурга
Петербургский мир предстаёт в поэме как некое замкнутое пространство.

Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и

прежней России.
Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий.
Противоречия города отражают противоречия его основателя…
Образ ПетербургаПетербургский мир предстаёт в поэме как некое замкнутое пространство. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и

Слайд 33Образ Петра
Поэт считал Петра человеком исключительным: подлинным героем истории, строителем,

вечным «работником» на троне.
Но в поэме бронзовый Пётр –

символ державности, государственной воли, энергии власти, освобождённой от человеческого начала («Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран…» стихотв. «Герой» 1830).
Поэт признаёт волю и творческий гений Петра, но детище Петра – чудо, сотворённое не для человека: Пётр создал «холодный» город, неуютный для русского человека, вознесённый над ним, символ самодержавной власти, отчуждённой от народа.

Из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», которому нет дела до малых мира сего…

Образ ПетраПоэт считал Петра человеком исключительным: подлинным героем истории, строителем, вечным «работником» на троне. Но в поэме

Слайд 34Образ главного героя поэмы
Как зовут главного героя поэмы?
Евгений - центральный

персонаж этой «петербургской повести».
Где мы уже встречали это имя?
Роман

в стихах «Евгений Онегин»
Как автор поэмы «объясняет» выбор этого имени?
…Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно…
Для чего это сделано Пушкиным (у героя нет даже фамилии(«прозванья»)?
Автор намеренно берет «случайное» имя, т.е. Евгений – не конкретный человек под этим именем. Евгений – собирательный образ среднестатистического жителя Петербурга того времени.
Образ главного героя поэмыКак зовут главного героя поэмы?Евгений - центральный персонаж этой «петербургской повести».Где мы уже встречали

Слайд 35Образ главного героя поэмы

Образ главного героя поэмы

Слайд 36 Образ главного героя поэмы
Исходя из данной

характеристики можно ли сказать, что Евгений – «значимая фигура»? Можно

ли сказать, что он личность? Почему?
Евгений — один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий, отражение жизни обычных людей, погруженных в свои мелкие заботы и быт.
Но почему, изображая мечты Евгения, Пушкин сравнивает его с поэтом?
Какое отношение возникает к герою благодаря этому сравнению?
В отличие от Петра Евгений — живой человек, его полная антитеза.
Евгений не строил города, не руководил державой, его можно назвать обывателем. Но так ли Евгений невзрачен?
Образ главного героя поэмыИсходя из данной характеристики можно ли сказать, что Евгений –

Слайд 37 Образ главного героя поэмы
Можно ли считать такие стремления мелкими

и ничтожными?
Независимость и честь - это важнейшие положения этического кодекса

самого Пушкина.

Планы Евгения просты по сравнению с планами и думами Петра:

О чем же думал он?
О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…

Но всем его мечтам не суждено сбыться. Почему?
Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?

Нева металась, как больной…
И ветер дул, печально воя…
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела…
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

Образ главного героя поэмыМожно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?Независимость и честь - это важнейшие

Слайд 38


С божией стихией царям не совладеть…


Слайд 39Несчастный знакомой улицей бежит…
Он остановился.
Прошел назад и воротился
Глядит… идет…еще глядит.
Все

ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою –
И вдруг,

ударя в лоб рукою,
Захохотал…
Увы! Его смятенный ум,
Против ужасных потрясений
Не устоял.

Первый результат конфликта – помешательство Евгения.
Но помешательство ли это? Наверное, есть истины, полного значения которых не может понять и выдержать слабый человеческий разум.
Поэтому понятен смех героя, понятна и его душевная болезнь: он столкнулся со стихией – государством.

Для Евгения жизнь и любовь неразделимы, без любви жизнь «как сон пустой».
Он тревожится за судьбу любимой. Спешит к ней, «страшится…не за себя». И никому - ни небесной, ни государственной власти - он не может простить потерю той, которую он даже не успел назвать невестой…

Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими?

Несчастный знакомой улицей бежит…Он остановился.Прошел назад и воротилсяГлядит… идет…еще глядит.Все ходит, ходит он кругом,Толкует громко сам с

Слайд 40Евгений меняется.
Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается

в отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику:
«Ужо тебе!»
Гибнет Евгений, потому

что его бунт заведомо обречен на неудачу – слишком неравные силы, - гибнет та личность, которая противостояла государству в образе Медного Всадника, позитивные мечты которой сломаны государственной машиной.

Невозможно государство, бесконечно подавляющее подданных во имя своих целей. Они, подданные, важнее и первичнее самого государства.
Образно говоря, «вражду и плен старинный свой» финские волны забудут тогда, когда Евгению, для счастья со своей Парашей, не нужно будет ничьих позволений.
А иначе стихия народного бунта, не менее страшная, чем стихия наводнения, свершит свой суд, не разбирая правых и виноватых. Такова суть конфликта между человеком и государством.

Конфликт между личностью и государством: разрешается ли он в поэме?

Евгений меняется. Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается в отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику: «Ужо

Слайд 41Итоги пушкинского поэтического «исследования»
Противоречия между человеком и властью не могут

разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между

собой.
Власть бессильна против «человеческого» - сердца, памяти и стихии человеческой души.
Любой «кумир» - только мёртвая статуя, которую Человек может сокрушить или, по крайней мере, заставить сорваться с места в неправедном и бессильном гневе.
Итоги пушкинского поэтического «исследования»Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда

Слайд 42 Выполните задание:

1.

Выполните анализ стихотворения(на выбор) А.С. Пушкина по плану (см в

ВК)

Выполните задание: 1. Выполните анализ стихотворения(на выбор) А.С. Пушкина по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика