Слайд 1
Соляник О.А.- учитель первой
квалификационной категории
МОУ СОШ №3
Деятельностный
подход в обучении краеведению:
его значение в прикладной направленности предмета.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
деятельностный подход позволит учащимся из пассивного объекта образовательного
воздействия стать активным субъектом приобретающим знания;
учителю из главного источника знаний
превратиться в организатора познавательной деятельности.
Слайд 3Причины использования деятельностного подхода в учебном курсе «Краеведение»:
краеведение - предмет
новый и сам по себе является объектом исследования;
есть возможность для
практики и экспериментов;
краеведческие знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно.
Слайд 4Пути реализации деятельностного подхода
Слайд 5
Групповая форма
работы:
Проектная
деятельность
Научно-
исследовательская
деятельность
Слайд 6Навыки, получаемые учащимися во время проведения походов:
Слайд 10Составление
топографической
карты местности
Слайд 11Паспортизация и фотографирование изучаемых объектов
Слайд 12Сбор информации об объекте исследования.
Слайд 13Профориентационных навыков учащихся:
Слайд 14Тема: Всестороннее изучение природных комплексов Амурской области на примере села
Новоандреевка Белогорского района (краеведческие исследования в ходе многодневного похода)
Слайд 15 В ходе полевых исследований учащимися были произведены следующие работы:
Слайд 16Глазомерная, топографическая съемка местности.
Слайд 18Описаны различные формы рельефа.
Слайд 19Построен гипсометрический профиль участка местности.
Слайд 20Произведено описание почвенных горизонтов.
Слайд 21Выполнены исследования озера Сластино и участка реки Зея морфометрическим методом(определены
морфометрических элементы площади, длинны, степени изрезанности береговой линии , скорости
течения воды и другие).
Слайд 22Заполнены морфометрические паспорта: русла , речной системы реки Зея ;участка
территории озера Сластино.
Слайд 23Паспорт речной системы и русла(река Зея):
- F=223 тыс.
км в квадрате; Vср.=0.18;
- L=892
км; Nсут=112815кВт/сек;
- E L= 53,8км в кубе; Q =1150 куб м в сек.
- Кр=0.06; h=10.
-Д=3.1;
-Кн=2.4;
Паспорт участка озера Сластино:
-F=168 м; М=6м;
-L=12м;
-Е=18м; hмак.=3.5 м;
-Еср.=14м; hср.=0.07м;
-С=28м; V=11.76м.
Слайд 24Гидрографическая схема реки Зея с притоками
Слайд 25Выполнено
описание
растительных
сообществ
различных
типов экосистем
Слайд 26Геоботаническое описание №1
(Исследуемого участка озера Сластино.).
Дата: 26.06.05 г.
Озеро расположено
к юго-востоку от месторасположения лагеря, то есть к юго- востоку
от села Новоандреевка. Его окружают со всех сторон луговые экосистемы. Питание озера осуществляется за счет грунтовых вод и оасдков. Дно водоема илистое. На юго- западном берегу располагается песчаный пляж. Озеро Сластино, по происхождению озеро- старица.
Оно окружено зарослями из рогоза широколиственного (TYPHA LATIFOLIA), камыша озерного, которые вместе с аиром обыкновенным (ACORUSA CALAMUSL), веха ядовитого (CICUTA VIROSALI), цицанией широколиственной (ZIZANIA LATIFOLIA) составляют первый ярус.
Второй ярус составляют растения с плавающими на поверхности листьями: кувшинка четырехгранная, кубышка малая, пузырчатка.
В третий ярус входят растения полностью погруженные в воду, у некоторых соцветия возвышаются над водой: рдест пронзеннолистный (POTAMOGEMONI PERFOLIATUSL), рдест плавающий (POTAMOGEMONI NATANST).
К четвертому ярусу относятся растения свободно плавающие на поверхности воды: ряска тройчатая (LEMNA TRISULCAL), ряска малая (LEMNA MINORL).
Слайд 27Произведен сбор,
определение
и оформление
гербарных образцов.
Слайд 29Составлен список: древесно-кустарниковых пород, охраняемых растений произрастающих в окрестностях
с.
Новоандреевка .
Слайд 32Изготовлен дидактический материал
Слайд 38Развитие предпринимательства на территории города Белогорска на примере автоцентра МАКС
Ученица
10А класса СОШ №3
Попова Елена
Научный руководитель :
Соляник О.А.
Слайд 39… Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь
– налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
А под ним проносится
век:
Повороты, круговороты:
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Слайд 40Актуальность темы:
Большинство предприятий на территории города Белогорска реконструированы или
перестали существовать.
Автоцентр
«Макс» одна из наиболее интенсивно развивающихся компаний не только на
территории
города Белогорска , но и Дальнего Востока, которая признана крупнейшей
фирмой в сфере поставки запасных частей к автомобилям по всему региону.
Данное предприятие способствует осуществлению интеграционных связей со странами :
Европы и Азии в области поставок комплектующих к различным маркам автомобилей.
Предприятие способствует экономическому образованию специалистов и обеспечивает
рабочими местами жителей города Белогорска .
Ухудшается экологическая обстановка на улицах города . Задымленность , покрытая
налетом из копоти и пыли молодая листва на деревьях , загазованность реальная картина
сегодняшнего дня.
В школах города практически отсутствуют физически здоровые дети . Не редкостью
стали : головокружения , тошнота, учащенное сердцебиение ит.д.
Слайд 41Цели:
1. Изучить историю образования предприятий на территории города Белогорска на
примере автоцентра «Макс».
2.Оценить влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние воздуха
по улице 50 ЛЕТ ВЛКСМ 35 - А.
Слайд 42Задачи:
Изучить историю образования предприятия автоцентр «Макс» .
Описать природно-климатический потенциал города
Белогорска.
Познакомиться с новыми технологиями в области машиностроения (экологически
чистыми).
Произвести наблюдения
за автотранспортом ,проезжающим по улице 50 ЛЕТ
ВЛКСМ 35- А . (рядом со школьным двором СОШ №3)
Произвести расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от
автотранспорта.
Слайд 43Методы:
Поисково-исследовательский.
Метод работы с научной литературой.
Метод сопоставления полученных данных и расчетов
.
Визуальный метод.
Картографический.
Слайд 44Автоцентр «Макс » одна из интенсивно развивающихся компаний на территории
Дальнего Востока, признана одной из крупнейших фирм в сфере поставок
запасных частей по всему региону Получить полную информацию о данном предприятии оказалось не легкой задачей , так как печатные материалы отсутствуют.
Компания основана в 1994 году 16 марта Хлестуновым Петром Николаевичем и Евтушенко Александром Ефимовичем ..
Автоцентр «Макс» назван в честь сына Петра Николаевича Максима. На территории Дальнего Востока существует 5 филиалов компании в городах: Благовещенск , Свободный , Райчихинск , Хабаровск. В каждом филиале работает от 60-63 человек.
Главный офис расположен в городе Белогорске (65 человек).
Слайд 46 Сегодня в Мире 600 млн.
штук автомобилей . Повседневно каждый из них выбрасывает :
4 кг угарного газа ,оксида азота , оксида серы , сажу.
При использовании этилированного бензина с добавлением свинца в выхлопные газы попадает вредный свинец .
«Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение биосфры каждого региона =30 % . Для сжигания 1 кг бензина требуется :
2,5 кг кислорода .
В среднем автомобиль проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 тонн бензина., расходует 35 тонн - кислорода , выбрасывает в атмосферу 160 тонн выхлопных газов , из них 800 кг угарного газа, 40 кг оксида азота , 200кг углеводородов.
Если бензин этилированный , то плюс 3,5 кг ядовитого свинца .Однако каждый автомобиль стирает шины , в среднем каждый из нас вдыхает от 5- 8 кг резиновой пыли.
Слайд 48Общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1
час рассчитываем по формуле: Li=NiхL,
где N – количество автомобилей
за 1час;
тип автотранспорта;
L - длина участка. Li=6х1=6 км
Слайд 50 Рассчитываю количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных
условиях по каждому виду топлива и всего. Результаты вношу в
таблицу. Для вычисления использую известный коэффициент – К. Он (К)- численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, необходимого для проезда 1 км (равного удельному расходу.)
Слайд 52Рассчитываю массу вредных веществ (т,ч) по формуле:
T=VxM ;
22,4
Если за 1 час 4,9 л вредных веществ выделились в атмосферу, за 17 часов (с 7.00 до 23.00) = (4,9 х 17ч)=83,3 л !!!
Слайд 53Используй,
охраняя,
и
Охраняй
используя
Слайд 54Проект:
«Пути решения экологической проблемы озера Зеркальное»
Слайд 55Этапы
выполнения проекта:
Подготовительный: выбор направления исследования(изучение объекта, составление описаний, изготовление
фотоматериалов).
Исследовательский: проектирование. Работа выполняется с использованием известных методов( наблюдение, картографического,
расчетного, измерительного, аналитического и других)
Оценочно- рефлексивный (оформление результатов. Выработка решений, прогноз).
Презентационный.
Слайд 57Используемые источники:
1.Л.Е.Дмитриева. Экологическое краеведение. Региональный компонент.- Благовещенск , Амурский ИППК,
2005 г.,- 15с. Ответы на билеты «Социальная экология» .- Благовещенск
, Амурский ИППК, 2005 г
2.География Амурской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Г. Павлюк.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004.-288 с.
3. Учебник: «Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального компонента для 9-11 классов образовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М. : АО МДС, 1996.- 272 с.».
4. Интернет – ресурс (справочные материалы, фото и схемы: слайд №4, №53)
5. Атлас «Амурская область». - Люби и знай свой край.- 1996 г.
- Атлас Амурской области.- 2000 г.
6.Н.К. Шульман «География Амурской области»