Слайд 1Формирование духовно-нравственной культуры школьника при обучении по УМК А.В.Гулина,А.Н.Романовой
Из опыта
работы учителя МБОУ «СОШ №5 города Щигры Курской области» Дунаевой
Галины Владимировны
Слайд 4Тема эксперимента
Теоретические предпосылки и педагогические основы управления процессом формирования духовно
– нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России обучающихся
основной школы при апробации УМК « Литература» А.В. Гулина, А.Н. Романовой
Слайд 5Предмет исследования
процесс управления формированием духовно
– нравственной культуры школьника
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА;
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ;
ПРИНЦИП ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ;
ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ
Слайд 7Рубрики УМК:
Биографические очерки
«Книжная полка»
«О словарях»
«Учимся понимать язык искусства»
«Творческие портреты»
«Биографические
статьи»
«Об энциклопедиях»
«Подсказка»
«Творческие задания»
«Для самостоятельной работы»
Слайд 8Дополнительные разделы УМК:
«Прогулки без присмотра»
«Размышляем о литературе вместе с героями
детских книг»
Слайд 9Электронное Приложение:
«Книжная полка»
«Упражнения»
«Аудиозал»
«Музей на экране»
«Литературная карта»
«Об авторах»
Слайд 10Реализация и основные требования ФГОС
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных
и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации личности;
Слайд 11Реализация и основные требования ФГОС
постижение вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
Слайд 12Реализация и основные требования ФГОС
поэтапное, последовательное формирование умения читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных
в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Слайд 13Реализация и основные требования ФГОС
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать информацию из различных источников);
использование опыта общения с произведением художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Слайд 14 Развитие познавательных УУД
Анализ (5 кл, ч 1, стр.192, вопрос
8-13)
Синтез (5 кл,ч.1,стр.147,вопрос 5)
Выдвижение гипотез(5 кл., ч 1,стр.60,вопрос 6)
Установление причинно-следственных
связей(5 кл, ч.192,вопрос 14-15)
Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера(5 кл, ч.2, стр.64, вопрос 7)
Слайд 15Развитие УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
рубрика «Подсказка» ( 5 кл, ч 1,
стр.193, 196)
«Творческие портреты людей искусства» , вопросы и задания к
произведениям (5 кл, ч 1, стр.39, вопрос 3-4)
«Творческие задания к разделу» » ( 6 кл, ч 2, стр.143)
«Биографии учёных» ( 6 кл, ч 2, стр.149)
«Учимся понимать язык искусства» ( 6 кл, ч 2, стр.147)
Слайд 16 Развитие коммуникативных УУД
рубрики «Темы для размышления», «Учимся понимать язык
искусства»,«Подсказка»,
« Творческие задания к разделу»,«Итоговые вопросы»
Слайд 17учебник 5 кл: «Подготовьте с одноклассниками литературно-музыкальную композицию на тему
«Гроза в русской поэзии»; «Пригласите в ваш класс исполнителей народных
песен. Подготовьтесь к встрече с ними: узнайте, какие песни они исполняют, заранее обдумайте вопросы для обсуждения»;
учебник 6 кл.: «Выясните, как Великая Отечественная война отразилась на судьбе вашей семьи, -может быть у вас есть родственники, принимавшие в ней участие? Узнайте об их впечатлениях, познакомьтесь с их воспоминаниями», «Выясните, есть ли в вашем городе клуб авторской песни, какие авторы-исполнители живут в вашем регионе. Пригласите их на творческую встречу».
Слайд 18
Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь
при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от
другого, а в тесной связи и взаимодействии.
Н.И. Болдырев
Слайд 19Этапы исследования
Первый этап (2010 – 2011 гг.) – поисково-теоретический:
выбор проблемы исследования;
изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической, научно-методической литературы,
теоретических и практических уровней разработанности проблемы;
уточнение предмета, цели, задач и теоретико-методологической основы исследования;
разработка и проведение констатирующего эксперимента, разработка содержания и методики формирующего эксперимента.
Слайд 20Диагностика формирования нравственных понятий(добрые слова родным)
Слайд 21Диагностика формирования нравственных понятий(вежливые слова)
Слайд 22Диагностика формирования нравственных понятий(характеристика одноклассников)
Слайд 23Диагностика формирования нравственных понятий(три главных слова в твоей жизни)
Слайд 24Диагностика формирования нравственных понятий(не люблю)
Слайд 25Диагностика нравственной самооценки
Слайд 27Диагностика отношения к жизненным ценностям
Слайд 28Диагностика нравственной мотивации
Слайд 29Система ценностей
1.«Человек»: «Я» — Творец собственной судьбы. «Другой человек» —
Субъект общения.
2.«Знание» — Ученик — Жизнь.
3 .«Здоровье» — Приверженец здорового
образа жизни.
4.«Труд» — Труженик.
5.«Искусство» — Ценитель и творец прекрасного.
6.«Природа» — Защитник окружающей среды.
7.«Общество»: «Отечество» — Информированный гражданин. «Семья» — семьянин.
Слайд 30Направления
Уважение к старшим
Уважение к сверстникам
Ответственность чувства долга
Чувство справедливости
Добросовестность
Целеустремленность
Дружелюбие
Самокритичность
Культура чувств
Общественная
активность
Трудолюбие
Вежливость
Послушание
Сострадание и милосердие
Умение защищать свою
точку зрения
Слайд 33Этапы исследования
Второй этап (2011 – 2014 гг.) – опытно-экспериментальный:
Продолжение теоретического
анализа проблемы, регулярное проведение мониторинга состояния и развития духовно –
нравственной культуры обучающихся;
Разработка и практическая апробация модели управления формированием духовно – нравственной культуры школьников;
Проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели и совершенствовании управления процессом формирования духовно – нравственной культуры обучающихся в школе.
Слайд 34Формирующий эксперимент
ЦЕЛЬ:
развитие и совершенствование общеучебных умений;
формирование духовно-нравственной культуры школьника при
обучении по УМК
Слайд 36Наличие научно-методических публикаций