Слайд 1г. Улан-Удэ
2016
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР
– Д/С
№ 91 «СТРОИТЕЛЬ» г. УЛАН-УДЭ»
670033, г.
Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 8 «А», тел./факс.: (3012) 42-50-83
E-mail: madou-91@mail.ru
Инструментарий оценки образовательной среды детского сада (шкалы ECERS-R) и его возможности для повышения качества образования
Слайд 2Оценивание качества дошкольного образования
Качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия:
1) критериям
качества государственного образования – Федеральным государственным образовательным стандартам;
2) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Эффективные системы оценки качества образования – системы, которые предоставляют нужную информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества образования.
Слайд 3Для чего используется оценка качества? Что оценивается? Кто оценивает?
Государственный контроль
качества образования (мониторинг системы образования)
Независимая оценка качества образования
Общественная и общественно-профессиональная
аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Развивающая внутренняя оценка качества (процессный подход к управлению, построение программы развития образовательной организации)
Исследование качества образования
Образовательный аудит – новое понятие, не связанное с оценкой финансовой стороны образования: независимая экспертиза по стандартам качества профессионального сообщества и адресная помощь в создании программы развития ДОО
Слайд 4Образовательный процесс эффективен, если:
1) высоко ценится самоопределение и со-участие
детей в определении программы работы: в хороших детских садах больше
половины всех занятий по содержанию инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится;
2) педагоги соблюдают правильный баланс между групповыми занятиями и свободной игрой;
3) педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, с любовью и позитивно реагируют на их поведение; учитывают потребности и интересы детей и выстраивают свои предложения в соответствии с ними;
4) самыми эффективными оказались детские сады, в которых дети половину времени посвящали свободной игре.
Слайд 5Образование — это прежде всего индивидуальный процесс.
Слайд 6Издательство «Национальное образование»
Слайд 7 Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года
до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества дошкольного образования. Всемирно признанные надёжность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций.
Слайд 8В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ ФГОС ДО ОЦЕНИВАЮТСЯ:
Прежде всего условия и
образовательные процессы в ДОО.
К ним относятся:
•взаимодействие «ребенок —
взрослый», позитивная эмоциональная атмосфера — условие позитивной социализации;
•развивающая предметно-пространственная среда;
•ресурсы ДОО;
•качество присмотра и ухода — удовлетворение детских потребностей — основа благополучия ребенка
Слайд 9ФГОС дошкольного образования
Развивающий характер образования
Поддержка индивидуальности ребенка
Вариативность
Поддержка детской инициативы
Мобильность и
трансформируемость среды
Инструмент ECERS соответствует идеологии ФГОС (создание условий для развивающего
образования в детском саду).
Слайд 10ФГОС и ECERS-R :
единая концептуальная основа
ФГОС ДО
Поддержка многообразия
детства
Самоценность дошкольного детства
Приоритет игры и исследований над «уроками»
Сохранения уникальности личности
каждого ребенка, уважение к ней
Гуманистический характер взаимодействия
ECERS-R
Подходит к программам разных типов
Делает акцент на возможностях для детей быть субъектами своей деятельности
Оценивает условия для активного образования ребенка, возможности проявления им творчества и инициативы
Фокусируется на трех измерениях среды: пространстве, организации времени, взаимодействии детей и взрослых
Слайд 11
Как устроены шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования (ECERS-R)
Слайд 12Структура шкал
ECERS-R
- 7 шкал
Включают
в общей сложности 43 показателя
Балл по каждому показателю оценивается по
индикаторам от 1 до 7 баллов
Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов
Слайд 13Показатели через индикаторы
Пространство и оборудование (1)
Уход за детьми(2)
Речь и мышление
(3)
Занятия (4)
Взаимодействие (5)
Структурирование пед. работы (6)
Родители и воспитатели (7)
Слайд 14 Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Пространство
и оборудование
Пространство внутри помещения
Мебель для ухода, игры и учения
Оборудование для
отдыха и удобства
Организация пространства для игр
Места для уединения
Оформление пространства для детей
Места для развития крупной моторики
Оборудование для развития крупной моторики
Слайд 15Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Уход за детьми
9. Приветствие/прощание
10. Принятие
пищи /перекусы
11. Сон / отдых
12. Пользование туалетом / пеленание
13. Профилактические
мероприятия
14. Безопасность
Слайд 16Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Речь и мышление
15. Книги и
картины
16. Стимулирование общения
17. Использование речи для развития мышления
18. Использование
речи в повседневном общении
Слайд 17Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Занятия
19. Развитие мелкой моторики
20. Занятия
искусством
21. Музыка и движение
22. Кубики
23. Песок / вода
24. Ролевые игры
25.
Природа / знания о природе
26. Математика /счёт
27. Использование ТВ, видео и компьютеров
28. Воспитание толерантности
Слайд 18Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Взаимодействие
29. Надзор за деятельностью по
развитию крупной моторики
30. Общий надзор за детьми
31. Дисциплина
32. Взаимодействие воспитателей
и детей
33. Взаимодействие детей
Слайд 19Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Структурирование пед. работы
34. Распорядок дня
35.
Свободная игра
36. Групповые занятия
37. Учет потребностей детей ограниченными возможностями
Слайд 20Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Родители и воспитатели
38. Работа с
родителями
39. Учет персональных потребностей воспитателей
40. Учет профессиональных потребностей воспитателей
41. Взаимодействие
и сотрудничество воспитателей
42. Возможности для профессионального роста
Слайд 21Кто может быть заказчиком
Детские сады, желающие получить данные внешнего
аудита для повышения качества образования (ECERS-R может использоваться по запросу
детского сада).
Органы управления образованием для мониторинга качества дошкольного образования на разных уровнях.
Родители для ориентации в качестве предоставляемых услуг.
Слайд 22Шкала ECERS-R может использоваться для оценки качества работы ДОО в
условиях реализации ФГОС ДО. Этот инструмент позволяет преодолеть широко распространённый
и привычный взгляд на процесс реализации ФГОС ДО.
Шкала даёт комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, и какое направление организации имеет смысл избрать для своего развития. Демонстрирует, какие аспекты ФГОС ДО и в какой степени реализованы данной конкретной организацией и над каким ещё нужно работать.
Слайд 23Апробация в 2015 году
(выявленные тенденции)
Зоны благополучия
Безопасность
Гигиена
Пространство
Мебель
Повышение квалификации
Зоны неблагополучия
Возможность уединения
Возможность общаться
с педагогом индивидуально
Нерегламентированное общение
Свободная игра
Доступность материалов
Готовность к культурному многообразию
Вовлечение родителей