Слайд 1Подходы
Караковского и Щурковой
Слайд 2Содержание:
Концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А. Караковского
Концепция формирования образа жизни, достойной
Человека Н.Е.Щурковой
Слайд 3Концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А. Караковского
Ориентация на личность школьника, его
интересы и способности.
Караковский В.А. является основателем гуманистической воспитательной системы
современной массовой школы
идея
педагогическая концепция коллектива.
роль
Системность, комплексность воспитания, интеграция педагогических воздействий, необходимость коллективного творчества.
Слайд 4Биография
Караковский Владимир Абрамович —
педагог, доктор педагогических наук, народный учитель
СССР.
г. Свердловск
место рождения
г. Челябинск
Педагогический университет
Слайд 5демократичность,
сотрудничество,
общая заинтересованность.
Стиль отношений взрослых и детей
Воспитательная система
Караковского
Внутренний мир учащегося
Ориентация
Развитие внутреннего мира
Строится на
Слайд 6Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Обучение и
воспитание должны освещаться высокой целью. Из всех показателей оценки школы
главным следует считать самочувствие в ней человека.
Слайд 7Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Воспитание и
обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке.
Слайд 8Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Высокая требовательность
к ученику должна органично включать в себя уважение к его
человеческому достоинству.
Слайд 9Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Обучение и
воспитание взаимосвязаны, они взаимно проникая одно в другое, обогащают друг
друга.
Слайд 10Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Обучение и
воспитание — это не однонаправленное действие, а взаимодействие педагога и
воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников.
Слайд 11Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Обучение и
воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны.
Слайд 12Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Воспитательный процесс
дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы.
Слайд 13Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Ни одно
воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно
взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
Слайд 14Формирование новой целевой установки, новой совокупности принципов, идей, положений
Главным инструментом
социалистического воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических
принципах
Слайд 15Концептуальное видение Караковского
К
К
+
Гарант успешного развития школы
Коллектив
Концепция
Слайд 16Воспитание по мнению Караковского
Воспитание- целенаправленное педагогическое управление процессом развития личности
ребенка, способствующее
созданию необходимых условий для расцвета дарований, удовлетворения его
потребностей и интересов.
Слайд 17Концептуальная цель школы
Максимальное развитие возможностей каждого ребенка с учетом его
индивидуальных, психологических, половозрастных особенностей и возможностей.
Слайд 18Системообразующее ядро воспитательного процесса школы и главное средство воспитания в школ
«разумно
организованное общество»–
школьное сообщество педагогов и воспитанников, связанных едиными задачами,
деятельностью, гуманными отношениями и образом жизни.
Слайд 19Ведущие идеи концепции формирования общечеловеческих ценностей
1. Природосообразность
2. Культуросообразность
3.
Аксиологизация образовательного процесса
4. Системность
Слайд 20Системообразующая основа содержания воспитания - общечеловеческие ценности
Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура,
Мир, Человек
Слайд 21Способы взаимодействия
диалоговое общение
сотрудничество
партнерство
сотворчество
воспитывающие ситуации
ситуации творчества
ситуации выбора
ситуации авансирования
ситуации успеха
Слайд 22Наилучшим достоинством школы
В.А. Караковского считается методика КТД
Слайд 23Общечеловеческие ценности
Содержание воспитательного процесса
Основа
1. Формирование ценности Земля как общего дома
2. Культ ценности Отечества
3. Семья — начальная структурная единица общества
4. Труд — основа
человеческого бытия
5. Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда
6. Культура — великое богатство
7. Формирование ценности Мир и толерантного отношения
8. Формирование
человека как абсолютной ценности
Слайд 24Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
1. Комплексная программа воспитания
2. Отдельные
целевые программы
3. Своеобразные общественные договоры, фиксирующие принятые нормы общения и
отношений
4. Один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:
Слайд 25Интересен методический арсенал воспитательной работы в школе
Книга о себе
Формирование ценности
семьи и рода в историческом развитии этноса, осознанию своего великого
предназначения в жизни рода и всего человечества.
Слайд 26Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России
и Концепция формирования
общечеловеческих ценностей В.А. Караковского
Слайд 29 Концепция формирования образа жизни, достойной Человека Н.Е.Щурковой
«Образ жизни, достойной
Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к
миру своими родовыми качествами — стремлением к истине, добру и красоте.
Образ жизни — новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать иерархическую структуру проявлений жизни.
Слайд 30Понятие «воспитание»
Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре
современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно
строить свою жизнь, достойную Человека.
Принцип субъектности
Слайд 31Цель воспитания
Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь,
достойную Человека.
Триединство:
1. Разумного
2. Духовного
3. Творческого
Слайд 32Человек становится личностью:
когда вменяет себе в обязанности и отвечает за
них,
когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других,
когда обретает способность
реализовать свои природные силы и задатки,
когда реализует себя в соответствии со споим предназначением,
когда исполняет миссию Человека на Земле.
Существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями
Слайд 33Моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью
быть нравственным.
Творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить
нечто, чего не создала природа.
В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека.
Слайд 34«Цель воспитания— должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий,
так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и
своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека.
Слайд 35Как реализовать эту цепь на практике?
Принципы, которые выводятся из
цели воспитания:
Принцип ориентации на социально-ценностные отношения;
принцип субъектности ;
принцип принятия
ребенка как данности.
Слайд 36Содержание воспитательного процесса
Философическое;
Диалогическое;
Этическое воспитание.
Слайд 37Философическое воспитание
Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к
обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за
явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни.
Направления, обесценивающие реализацию идей философического воспитания:
Обнаружение ценности;
предъявление социально-культурной ценности детям ;
формы взаимодействия с детьми, которые активизируют драную деятельность по ценностному осмыслению жизни и т.д.;
упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добрей красоте ;
постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Слайд 38Диалогическое воспитание
Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника. Когда
он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной,
книгой, музыкой, другим человеком и т.д.
Формы диалога:
Групповые игры.
Коллективная дискуссия;
Диалог с самим собой;
Слайд 39Этическое воспитание
При его осуществлении восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются
в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем
«равным себе».
У ребёнка есть запреты, табу:
нельзя посягать на другого
нельзя не работать
Слайд 403. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как
я, — не означает плохой.
Основные направления мысли и педагогических действий
в этическом воспитании школьников:
1. Уважение личности учащегося вне зависимости отчего положения, успехов;
2. Опора на наличные достоинства личности;
Слайд 41Педагогические задачи доминанты в работе с учащимися
2. формирование ценностных
отношений к нормам культурной жизни;
1. формирование ценностного отношения к Природе
как общему дому человечества;
Слайд 426.формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
3.
формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности
на Земле;
4. формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
5. формирование образа жизни, достойной Человека;
Слайд 43Критерии и показатели результативности образовательного процесса
Для определения эффективности процесса воспитания
необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью.
Главный критерий оценки
результативности
воспитанность учащихся, ее изменения из года в год.
Слайд 44Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного
процесса необходимо использовать такие показатели, как:
внешний облик ребенка;
физическое и психическое
развитие детей;
их поведение;
качественность разнообразной деятельности;
способности и самочувствие детей;
ценностные предпочтения;
отношение ребенка к своему Я.
Слайд 45
«Воспитательный результат – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка
и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню
культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития».
(Н.Е. Щуркова)
Слайд 46Сравнительная таблица воспитательных концепций «Н.Е.Щурковой» и «А. Я. Данилюк А.
М. Кондаков В. А. Тишков»
Слайд 48
Нужно формировать свойства духовно развитой личности, любви к своей стране,
потребности творить и совершенствоваться это и есть важнейшее условие успешного
развития России.
Слайд 49Список литературы:
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и
концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Иванов И.П. Методика коммунарского
воспитания. – М., 1990.
Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М.: Моск. рабочий, 1987.
Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. – М.: Знание, 1982.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,1992.
Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. – М: Знание, 1979.
Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. – М., 1978.