Слайд 1Способы рефлексии урока, занятия
Слайд 2
«Тот , кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества
движения вперед».
Евгений Доманский
Слайд 3Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем
состоянии, самопознание.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия
Что такое рефлексия?
Слайд 4Цели:
2
1
Направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку
замеченного обдуманного, понятого каждым
Её цель не просто уйти с
урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Слайд 5Функции рефлексии
проектировочная
организаторская
коммуникативная
смыслотворческая
коррекционная
мотивационная
Слайд 6
в начале и конце урока
целью установления эмоционального контакта
возможность
осмысления способов и приемов работы с учебным материалом
используется для выявления
уровня осознания содержания пройденного
Классификация
рефлексия настроения
и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Слайд 9
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального
состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального
контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Слайд 13«Огонек общения»
В конце урока дети дарят цветы разного
цвета, кому посчитают нужным. Например,
Синий – самому умному (продуктивному)
на уроке;
Розовый – самому вежливому в общении;
Оранжевый – лучшему консультанту.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 14
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы
с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности
приемлем на разных этапах урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
Слайд 15«Волшебные линеечки»
методика безотметочного обучения, предложенная Г.А. Цукерманом
Слайд 18Рефлексия деятельности
«Дерево успеха»
3-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка
Слайд 19
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое
знание и осмысление нового.
Слайд 20Рефлексия содержания
учебного материала
ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ
ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
Слайд 21Конверт-вопрос
Напишите 2-3 вопроса, (в соответствии с целями обучения) на конвертах.
Подготовьте несколько конвертов для того, чтобы у каждого ученика был
свой. Дайте две минуты на каждый: ученик пишет имя и ответ на стикере; по истечении двух минут конверт передается до тех пор пока все не ответили на эти 2-3 вопроса.
Соберите стикеры и прочитайте некоторые ответы вслух (анонимно); класс рассуждает о том, насколько точным является тот или иной ответ.
Слайд 22Рефлексия содержания
учебного материала
Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мышление
Б (безымянный) – близость
цели
С (средний) – состояние духа, настроение У (указательный) – услуга,
помощь
Б (большой) – бодрость, здоровье
Слайд 23Сегодня на уроке я...
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял
задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня
получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Слайд 24Рефлексивный экран
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял,
что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я
смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 26РАБОТА В ГРУППАХ
Кластер приёмов рефлексии
1 группа
3 группа
2 группа
Рефлексия настроения
и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Слайд 27
Светофор
Используйте цвета светофора как визуальное средство для отображения понимания.
Например:
·У учеников есть красные, желтые и зеленые карточки, которые они
кладут на свою парту, либо поднимают в воздух (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно)
·Ученики оценивают себя, используя цвета светофора. Учитель может затем сделать запись об этих оценках в их дневниках
·Одноклассники оценивают презентации и т.д. с помощью цветов светофора
Слайд 29 Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится
на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии
состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 30На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов":
о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания,
о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Метод «Острова».
Слайд 32Метод «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и
письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается
заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 33«Лист самоконтроля».
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Слайд 39 Лист самооценки
Узнал что-то новое
Научился
Расстроился
Получил радость
Удивился
Ничего не
понял
я
Слайд 40 Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся
и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
Рефлексия
Что такое рефлексия?
Слайд 41
Я уже об этом знала, но мне было интересно
Я узнала
много нового и интересного
Буду это применять в своей дальнейшей работе
Мне
было очень интересно, я узнала много нового для себя