Слайд 1ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Слайд 2МУЗЕЙ
Научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, комплектующее, хранящее, выставляющее для обозрения предметы
быта, науки, расположенные в определенной системе.
Слайд 3ФОНДЫ МУЗЕЯ
Фонд – запасы, накопления, являющиеся составной частью музея
Основной фонд
– подлинные памятники истории и культуры, предметы, документы, произведения искусства
и т.д.
Вспомогательный фонд – копии всех видов и техники исполнения, планы, чертежи, папки, подлинные материалы недостаточной сохранности.
Слайд 4ФОНДОВАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ
- одно из ведущих направлений деятельностьи музея,
которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.
Учет музейных
фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов и закрепление предмета за определённым музеем и оформление его принадлежности к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам.
Слайд 5ЭКСПОЗИЦИЯ – РАЗМЕЩЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ, ВЫСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ОБОЗРЕНИЯ.
ЭКСПОНАТ – ПРЕДМЕТ,
ВЫСТАВЛЯЕМЫЙ НА ВЫСТАВКЕ, В МУЗЕЕ
Слайд 6ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические
и тематические.
В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и
создаётся музейный образ представляемого события.
Слайд 7КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
Традиционные формы - экскурсии и лекции, сложившиеся
ещё в конце 19 в.
Экскурсия - коллективное посещение выставки, музея.
Обзорные экскурсии, тематические экскурсии
С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др.
Слайд 8ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Учитываются возрастные особенности посетителей.
Такая экскурсия раскрывает основную тему
музея. В ходе экскурсии посетители знакомятся с богатством собраний данного
музея, с его экспонатами, представляющими наибольшую историческую и художественную ценность.
Слайд 9ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
Тематические циклы экскурсий - это экскурсия по одной
конкретной теме. В отличие от обзорной тематическая экскурсия ставит задачей
полное, глубокое раскрытие темы при максимальном использовании относящихся к ней экспонатов. Носят учебный характер.
Слайд 10МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
Подготовка экскурсии начинается с выбора темы.
Выбор конкретной темы определяется ее актуальностью, популярностью у посетителей. Учитываются
также интересы и знания экскурсовода.
Изучение темы. Знакомство с экспозицией музея по теме экскурсии следует вести одновременно с изучением литературы. Первоначально выявляется литература и источники по заданной теме, составляется библиография. Сведения, полученные из литературных источников, необходимо фиксировать. Это можно делать по-разному: в виде кратких записей, выписок, цитат на карточках или в специальных тетрадях, тезисов, конспектов отдельных произведений.
Слайд 11ПОСТРОЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
В первую очередь необходимо определить цель экскурсии.
Составить план экскурсии.
При изучении темы экскурсии необходимо выделить подтемы, отдельные вопросы, определить
их внутреннюю связь и последовательность,
Экскурсия должна состоять из трёх частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы.
Слайд 12ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Включает в себя знакомство с группой, краткие сведения
о музее: когда открыт, чему посвящен, количество фондов, разделы экспозиции,
посещаемость музея, название темы экскурсии, её хронологические рамки, цели и задачи (при этом важно выяснить, насколько слушатели знакомы с темой). Задача вступительной беседы - установить связь с аудиторией, привлечь её внимание к теме. Вступление должно быть ярким и лаконичным.
Слайд 13ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЭКСКУРСИИ
Экскурсия разрабатывается в соответствии с ее планом и
маршрутом. При этом используются записи, выписки, которые были сделаны при
изучении литературы.
Цитаты из художественной литературы помогают ярче представить историческую эпоху, события прошлого и настоящего, они должны органически включаться в рассказ экскурсовода.
Сочетать показ экспонатов с рассказом, беседой
Слайд 14ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Обобщается материал экскурсии, делаются краткие выводы, экскурсовод отвечает посетителям
на интересующие их вопросы.
Экскурсовод может порекомендовать литературу по теме
экскурсии, предложить посетить музей еще раз.
Слайд 15КУЛЬТУРА РЕЧИ ЭКСКУРСОВОДА
Владение экскурсоводом искусством слова -важное условие проведения экскурсии.
Экскурсионный
рассказ должен иметь «разговорный характер». Хорошо действует простое наглядное сравнение,
употребление ярких эпитетов.
Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок.
Следует помнить мудрое изречение Льва Толстого: «Говори о том, что тебе ясно. Иначе молчи».
Слайд 16 СОВЕТЫ ЭКСКУРСОВОДУ
Выдерживай тему
экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
Рассказывай на экскурсии только о
том, что можно показать.
Избегай длинных объяснений.
Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
Умей правильно показать объекты, их всем должно быть видно.
Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
Слайд 17
РАЙОННЫЙ КОНКУРС УЧАЩИХСЯ-ЭКСКУРСОВОДОВ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ,
МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»
Участники и сроки
проведения конкурса
В конкурсе принимает участие 1 экскурсовод школьного музея
(учащиеся 7-11 классов).
Дата проведения: 22 марта 2018 года
Место проведения: МБОУ «Павловский лицей»
Время проведения: 11.00.
Слайд 18ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Конкурс проводится по трем номинациям:
Военно-историческая (жители района на
фронтах Великой Отечественной войны)
Этнографическая (традиции и обычаи жителей района)
Слава труду
(вклад жителей сел в развитие района).
Учащийся имеет право участвовать только в одной номинации. Мини-экскурсия проводит один учащийся. Не допускаются коллективные выступления.