Незнание, забвение, недооценка, несоблюдение, нарушение принципов дидактики, приводящее к ошибкам в планировании и реализации всех элементов и частей учебной деятельности на уроке
Основные принципы дидактики: оптимального сочетания и соотношения природо- и культуросообразности, воспитывающего и развивающего обучения, научности и связи с практикой, научности и доступности, наглядности и абстрактности, систематичности, системности, прочности…
Интуиция не посетит голову невежды – она помогает только подготовленному уму, человеку знающему закономерности и принципы обучения
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянно одном и том же наборе структурных частей)
Цель определяет тип урока: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока
Неоправданное, нарочитое стремление к игровым формам урока
Урок хоть немного, хоть чуть-чуть должен еще и обучать
Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, - уроки-близнецы в разных классах, невозможность опереться на особенности учащихся, найти оптимальный для конкретного ребенка или группы детей вариант методики обучения
Необходима диагностика детей: сколько в классе визуалов, аудиалов и кинестиков, сколько левополушарных, правополушарных и со смешанным восприятием, как дети делятся по темпераменту, кто лидер и кто аутсайдер…
Традиционный подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственных программ
Например, вместо темы «Татаро-монгольское нашествие» - «О, русская земля! Ты уже за холмом!»
Игнорирование возможностей воспитания
в процессе обучения
Четыре канала воспитания:
1) через содержание образования;
2) через методы и формы обучения;
3) через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций
Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования
Перегруженность содержания учебного материала. Главный принцип отбора содержания: чем больший объем знаний дать детям – тем, якобы, лучше.
Способы выделения главного: акценты голосом, цветом, графическими средствами; использование опорных конспектов, денотатных графов, кластеров; выдвижение требований перед учащимися в виде плакатов («Что надо знать», «Что надо уметь» к какому-то уроку)
Отсутствие какого бы то ни было продумывания ценностных оснований отобранного для урока учебного материала.
Ценности передаются через отношение учителя к детям, к своей работе, к преподаваемому предмету, к людям.
Необходимо использовать учебный материал для формулировки тех или иных ценностей, если материал урока такую возможность учителю предоставляет.
Трудно выполнимое требование.
Учитель биологии Б.А. Меркулов: «Я отдаю себе отчет в том, что многие из вас не станут биологами. Но все вы станете мамами и папами и должны быть готовы ответить на тысячи вопросов ваших детей».
Учитель истории М.В. Левит: «История научит вас разумно, осмысленно строить собственную жизнь».
Игнорирование межпредметных связей и как следствие – межпредметной координации учебного материала, полагая, что целостная мировоззренческая картина мира возникает в головах детей сама собой, автоматически.
Выполнение этого требования возможно только при условии существенного развития эрудиции учителя.
Интегрированные уроки – это всего лишь шоу!
Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное или неосознанное формирование человека только знающего.
Отсутствие на уроке упражнений по использованию знаний в измененных обстоятельствах.
Согласно данным ЮНЕСКО, по качеству знаний российские школьники всегда занимали 1 – 10 места, но как только в задания включались вопросы на применение знаний в измененной ситуации, то на эти вопросы российские школьники не отвечали вообще и откатывались на 40-45 места в мире!
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
Необходимо изучать дидактику!
Методы обучения сами по себе не могут быть ни активными, ни пассивными: теми или другими их делает учитель.
Следует говорить: «методы активного или пассивного обучения», но не «активные или пассивные методы».
Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся.
Технологии развивающего обучения необходимо использовать не только в 1-4-х, но и в 5-11-х классах!
Недостаточное использование групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны.
Работа в группе предполагает возникновение отношений ответственной зависимости, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Индивидуальная форма работы предполагает знание и учет оригинальных способностей каждого ребенка.
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
Менять не степень сложности, а степень подсказки!
Пассивность значительной части школьников в учебном процессе.
активно использовать методы развития познавательного интереса и постоянно поддерживать этот интерес (методы, опирающиеся на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, успеха)
личный пример учителя
вызывать чувство тревоги и ответственности перед будущим
раскрывать самоценность учебы как источника удовольствия
Отношение к ученикам на уроке только как к объектам педагогического воздействия, что приводит к полной утрате самостоятельности школьников в учебном процессе и, в конечном счете, - к невозможности достичь оптимальных результатов обучения, воспитания и развития детей.
Не ставятся плохие отметки, если, пусть и ошибочное, суждение отстаивается с помощью аргументов, логики, чувства… (речь не идет о контрольных работах и зачетах по точным наукам).
Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их некомплексное и нецелевое использование.
Учитель должен помнить, что он сам, его личность всегда были и будут главным, если так можно выразиться, средством обучения. Все остальные средства – его помощники, привлечение которых должно быть оправданным.
Компьютер – это не только ТСО на уроке, но и интеллектуальный помощник учителя при подготовке к уроку!
Традиционный подход к формулированию домашних заданий учащимся: всем одно и то же, без дифференциации и без какого бы то ни было оценки времени его выполнения.
Систематическая перегрузка учащихся за счет разных факторов. Отсутствие у учителя представлений о возможности отрицательных эффектов и отрицательных последствий организованного им на уроке образовательного процесса.
Игнорирование эстетических условий обучения.
Долой канцеляризм!
72% окончивших школы крайне отрицательно отзываются о своих взаимоотношениях с учителями
Эмоциональное воздействие должно быть адресовано не вообще – всем, а именно конкретному (и каждому) ученику.
Учитель должен стать актером-реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного подобия жизни.
Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого – формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
Рефлексия – это размышление, полное сомнений, противоречий
Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5».
Развить в ребенке можно только то, что в нем заложено природой, то есть в генах.
Человек на 80% зависит от генетического кода.
Только 2,2% детей могут учиться на одни пятерки, 6,7% - на пятерки и четверки, 16,1% - на четверки.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть